Смольянcкий государственный аграрный колледж

Адрес:

улица Замковая 1, агрогородок Смольяны, Витебская область, п/и 211014, Республика Беларусь

Тел/факс:

8 (0216) 29-91-43

E-mail:

cgakppn@tut.by

Arrow
Arrow
Slider

Методический вестник №2 2017-2018

 СЕГОДНЯ В ВЫПУСКЕ

  1. ФОРМИРОВАНИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ УСИЛЕНИЕ РОЛИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ (обзор мероприятий, проведенных в рамках недели цикловой комиссии специальных агрономических дисциплин)

  1. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕПОДАВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН. РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА И ЗАДАЧ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ НА УЧЕБНЫХ, ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЯХ И ВО ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЕ (материалы семинара-практикума)

  1. С 28 ноября по 5 декабря 2017 года в колледже проведена неделя цикловой комиссии специальных агрономических дисциплин. Мероприятия, проведенные на неделе цикловой комиссии специальных агрономических дисциплин, проходили с целью формирования профессиональной мотивации учащихся.

15.11.2017

Выставка сельскохозяйственной продукции

«Природная мастерская агронома»

Цель:  представление выращенной сельскохозяйственной продукции с целью воспитания у учащихся чувства гордости за избранную профессию

На выставке были представлены образцы сельскохозяйственной продукции, выращенной на коллекционно-опытном поле и полях учебного хозяйства. Демонстрировались экспонаты, представленные заведующими  кабинетов и лабораторий дисциплин агрономического цикла. Лаборатория «Плодоовощеводства» представила консервированный материал плодоовощной продукции, натуральные образцы столовых корнеплодов, капусты. Лаборатория «Растениеводства» представила сноповой материал и семена зерновых культур, коллекцию сортов картофеля, возделываемых в учебном хозяйстве.

Организация и проведение выставки способствует воспитанию у учащихся чувства гордости за результат труда, избранную профессию.

 

28 ноября 2017

преподавателем Шинкевич Л.О. проведен конкурс  «Лучший по профессии».

Методическая цель: активизация познавательной деятельности учащихся через использование игровых и практико-ориентированных технологий.

В конкурсе участвовали учащиеся 4 курса специальности «Агрономия» Коваленко А., Юшко А., Казак А., Савицкий В.

Для реализации методической цели преподаватель разработала сценарий мероприятия в виде конкурса. Конкурс состоял из теоретического и практического туров. В теоретическом туре проводились конкурсы «Разминка» в виде блиц-опроса. Использование метода тестирования помогло учащиеся активизировать свою мыслительную деятельность.

«Своя игра» на этом этапе конкурса участникам конкурса были предложены вопросы различного уровня сложности по агрономическим учебным дисциплинам. Форма организации этого этапа конкурса способствовала появлению духа состязательности, участники выбирали учебную дисциплину и уровень сложности вопроса, предпочтение отдавали более сложным вопросам, т.к. за правильные ответы на них можно было получить большее количество баллов.

Интерес у конкурсантов и зрителей вызвал видео-конкурс «Темная лошадка». При проведении конкурса участникам задавали вопросы преподаватели колледжа.

Практический тур мероприятия состоял из конкурсов «Пришел, увидел, определил», на котором участники определяли вредителей и болезни сельскохозяйственных культур, сорную растительность, кормовые травы.

«Заморочки из мешочка» при проведении этого конкурса участникам были представлены коллекции семян сельскохозяйственных культур. Правильность определения семенного материала контролировало жюри конкурса.

Используемые при проведении этих двух конкурсов дидактические  средства обучения  в виде гербарного и семенного материалов позволяют  не только проверить умения участников конкурса по их определению, но и  зрительно закрепить их в памяти участников, а значить способствовать формированию более прочных умений и навыков будущих специалистов.

В конкурсе «Проводим расчеты» участникам было представлено по индивидуальному заданию, в котором необходимо выполнить расчеты по определению количества семян, пестицидов, удобрений и т.д.

Свою смекалку проявили конкурсанты в конкурсе «Делу — время, потехе – час». В этом конкурсе учащиеся составляли слова из слова «Агрономия».

Примененные методы, средства обучения, формы организации учебной деятельности учащихся, используемые преподавателем при проведении мероприятия способствовали актуализации знаний, умений и навыков,  формированию профессиональных качеств будущих специалистов,  способствовали развитию логического мышления, умению применять теоретические знания при решении практических задач, а также  воспитывали позитивное отношение к избранной специальности.

Победу в конкурсе «Лучший по профессии» одержал учащийся 54 группы Юшко Андрей.

29 ноября 2017

преподавателем Василенок Ю.Ю. проведено открытое учебное занятие формирования новых умений по дисциплине «Плодоовощеводство» на тему: «Формирование кроны саженца в питомнике».

Методическая цель: практико-ориентированные подходы в обучении как фактор повышения мотивации к изучению учебной дисциплины

Индивидуальная и фронтальная формы организации учебной деятельности учащихся, используемые преподавателем при проведении  учебного занятия, способствовали реализации обучающей цели по формированию у учащихся навыков проведения кронирования однолетнего саженца плодового дерева. Реализации поставленных целей по формированию умений и навыков учащихся способствовало использование информационного, репродуктивного, частично-поискового методов обучения. Пошаговый подготовительный этап к проведению кронирования и инструктаж, проведенный преподавателем, позволили учащимся четко выполнять действия при проведении приемов формирования кроны молодых деревьев. В процессе проведения учебного занятия учащиеся самостоятельно выполняли кронирование однолетнего саженца, поэтапного формирования кроны в 3-ем поле питомника.

При проведении учебного занятия преподавателем умело использовались, разработанные дидактические и методические средства обучения: мультимедийная презентация с видеофрагментом «Проведение работ по формированию кроны молодых деревьев», рабочая тетрадь учащихся для выполнения практической работы, натуральные образцы, для имитации плодовых деревьев.

Использование технологии практико-ориентированного обучения при проведении учебного занятия способствовало повышению мотивации к изучению учебной дисциплины «Плодоовощеводство», а также способствовало повышению качества подготовки будущих специалистов, их готовность к предстоящей профессиональной деятельности.

 

 

 

30 ноября 2017

«Картофель ‑ фест»

Тема: «Картофель – второй хлеб»

Цель: развивать у учащихся наблюдательность, находчивость, логическое мышление, коммуникативные качества.

Преподаватели комиссии Шинкевич Л.О., Похомович Ю.А., Люрц Г.А. подготовили и провели фестиваль картофеля.

Свои знания о картофеле учащиеся показали при проведении викторины. Наиболее активными участниками оказались учащиеся группы 51 и 42. Вопросы викторины способствовали развитию у учащихся логического мышления, коммуникативных качеств, умению выступать публично, наблюдательности.

Быстроту, ловкость и смекалку проявили участники конкурсной программы фестиваля. Неподдельный интерес вызвали конкурсы «Перевези картофель на остров», «Самая длинная картофельная дорожка» и др. Самыми активными участниками стали учащиеся Клименков Н., Логинов Д., Колпакова В.

В этот день проводилась дегустация картофельных блюд.

1 декабря 2017

проведена акция «Мы выбираем жизнь!»

Основная цель проводимой акции – привлечь внимание молодых людей к проблеме ВИЧ/СПИДа и сохранения их здоровья, к проблемам профилактики ВИЧ-инфекции, сформировать лояльное отношение у учащихся к больным ВИЧ и СПИДом, а также выразить сочувствие близким жертв СПИДа.

Ключевое событие акции – распространение информационных буклетов «Стоп ВИЧ/СПИД». Из его содержания можно узнать о путях передачи вируса и механизмах инфицирования организма, о том, как предупредить заражение, а также статистике ВИЧ – инфицированных в каждой области Республики Беларусь.

Кроме того в фойе третьего этажа первого учебного корпуса проведена демонстрация видеороликов о проблеме СПИДа, группах поддержки, контактной информации центров профилактики и борьбы со СПИДом, где можно анонимно пройти тест и узнать о своем ВИЧ-статусе.

Активными участниками акции стали учащиеся 42 группы отделения «Агрономия»

1 декабря 2017

Состоялся семинар

Тема: «Научно-методическое обеспечение преподавания специальных учебных дисциплин. Реализация воспитательного потенциала и задач личностного развития учащихся на учебных, факультативных занятиях и во внеаудиторной работе»

Цель: использование воспитательного потенциала комплексного научно-методического обеспечения преподавания специальных учебных дисциплин как фактор успешной социализации будущих специалистов

С докладами выступили: Шинкевич Л.О, Люрц Г.А., Бородулин А.В.

В своих докладах выступающие поделились опытом разработки и использования научно-методического обеспечения на учебных, факультативных занятиях и во внеаудиторной работе.

А также на конкретных примерах раскрыли приемы использования воспитательного потенциала комплексного научно-методического обеспечения преподавания специальных учебных дисциплин как фактор успешной социализации будущих специалистов.

 

4 декабря 2017

Преподавателем Гурин В.А. проведена экспресс викторина

по учебной дисциплине: «Агрохимия»

 «Юный агрохимик»

Цель: развивать у учащихся наблюдательность, находчивость,

любознательность, логическое мышление

Для проведения викторины преподаватель разработала теоретические вопросы и практические задания по определению видов удобрений и расчету их количества. Активное участие в викторине приняли учащиеся 62 группы.

Проведение викторины способствует активизации познавательной деятельности учащихся, привлечение их на занятия предметных кружков, проводимых при кабинетах и лабораториях специальных дисциплин.

 

 

5 декабря 2017 года

Куратором Люрц Г.А. проведен кураторский час в учебной группе 51

на тему:

«Здоровье и ты»

Цель: использование информационно – коммуникативных технологий для формирования у учащихся навыков здорового образа жизни

Галина Андреевна составила сценарий кураторского часа в форме научной конференции. При проведении конференции, позицию по отношению к курению и никотину высказывали в своих докладах учащиеся, выступающие в роли врачей, социолога, корреспондентов.

Для более полного раскрытия проблемы табакокурения преподавателем подобран видеоматериал о статистике курящих, последствиях курения, видах заболеваний, возникающих от курения сигарет, а также об альтернативных способах проведения свободного времени и бережного отношения к собственному здоровью.

Подобранный материал и выбранная форма организации и проведения кураторского часа способствует негативному отношению к табакокурению, формированию навыков здорового образа жизни.

Выводы

‑ структура организации недели цикловой комиссии включала в себя учебное занятие, внеаудиторное мероприятие, семинар, кураторский час, викторины, акцию, выставку сельскохозяйственной продукции;

‑ при планировании  и проведении открытых мероприятий ставилась задача: представить опыт работы преподавателей комиссии по формированию профессиональной мотивации учащихся;

‑ методы и формы, используемые при проведении внеаудиторных мероприятий, способствовали активизации познавательной деятельности учащихся через усиление роли практико-ориентированного обучения и  использование игровых технологий, а так же позволили  организовать досуг учащихся во внеучебное время;

‑ реализация воспитательных целей, проводимых мероприятий способствовали формированию профессиональных качеств будущих специалистов, формированию навыков здорового образа жизни,  позитивного отношения к избранной специальности.

Предложения по улучшению организации и проведения недели цикловой комиссии:

‑ совершенствовать системно-методическое обеспечение учебных дисциплин и электронные средства обучения для активизации познавательной деятельности учащихся;

‑ вовлекать большее количество учащихся к участию в мероприятиях недели цикловой комиссии.

  1. Научно-методическое обеспечение преподавания специальных учебных дисциплин. Реализация воспитательного потенциала и задач личностного развития учащихся на учебных, факультативных занятиях и во внеаудиторной работе

План семинара

Цель: Использование воспитательного потенциала комплексного научно-методического обеспечения преподавания специальных учебных дисциплин как фактор успешной социализации будущих специалистов

Дата проведения:  1 декабря 2017

Время проведения:  14 15

Место проведения:  аудитория 201, корпус 1

 

Этапы  мероприятия

  1. Учебно ‑ программная документация по дисциплинам агрономического цикла (Шинкевич Л.О.)
  2. Учебно ‑ методическое обеспечение учебной дисциплины «Растениеводство» (Люрц Г.А.)
  3. Научно ‑ методическое обеспечение преподавания специальных дисциплин: средства обучения и средства контроля (Бородулин А.А.)
  4. Обсуждение семинара

Учебно ‑ программная документация по дисциплинам агрономического цикла

Шинкевич Л.О.

Научно-методическое обеспечение учебного процесса — это комплекс методов, определенных на основе достижений науки и практики и направленных на разработку научно-обоснованных, учебно-программных, учебно-методических документов, информационных материалов, средств обучения.

К учебно-программной документации по дисциплинам агрономического цикла относятся:

— типовые учебные программы по учебным дисциплинам;

— учебные программы учреждения образования;

— учебные программы по учебным практикам

Типовая учебная программа по учебной дисциплине определяет содержание учебной дисциплины, время, отведенное на изучение отдельных тем, основные требования к результатам учебной деятельности учащихся, перечень учебных изданий и средств обучения.

Типовые учебные программы по учебным дисциплинам профессионального компонента разрабатываются организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение среднего специального образования, и утверждаются Республиканскими органами государственного управления в соответствии с Перечнем.

Учебная программа УССО по практике разрабатывается учреждением образования, утверждается его руководителем.

Учебная программа по практике имеет следующую структуру:

-титульный лист;

-пояснительная записка;

-примерное распределение бюджета времени на практику;

-примерный тематический план;

-примерный перечень оснащения мастерской (кабинета, лаборатории);

-критерии оценки учебной деятельности

-литература.

В этом учебном году преподавателями комиссии разработаны учебные программы компонента «Практика» типового учебного плана по специальности 2-74 02 01 «Агрономия» для реализации образовательной программы среднего специального образования, обеспечивающей получение квалификации специалиста со средним специальным образованием.

На примере учебной практики «Защита растений» раскрою суть каждой структурной единицы учебной программы.

В пояснительной записке отражены:

основные задачи практики, которыми определяются цели практики в целом и конкретные цели каждого ее этапа, связь практической подготовки с теоретическим обучением, воспитательные задачи;

приводятся рекомендации по выбору баз практики (тип организации, учреждения), соответствующих каждому этапу практики, наличие современного оборудования, использование новейших технологий, возможности обеспечения качественного руководства практикой с учетом специфики специальности;

раскрываются общие вопросы организации практики (вопросы трудового законодательства, охраны труда, окружающей среды и энергосбережения), даются указания по соблюдению безопасных методов и приемов работы.

Содержание программы практики по защите растений включают в себя:

В графе «Содержание разделов, тем» практики планируется вводное занятие. На вводном занятии, как правило, необходимо кратко охарактеризовать сферу производственной деятельности организации, для которой ведется подготовка будущих специалистов, ознакомить учащихся, с видами выполняемых работ во время проведения практики, правилами внутреннего трудового распорядка учреждения образования, вопросами трудового законодательства и охраны труда,  правилами подведения итогов практики.

Особое внимание в содержании каждой темы учебной программы по практике необходимо уделять безопасным методам и приемам работ при выполнении учащимися, заданий практики. Рациональной организации рабочих мест, экономному использованию энергоносителей, сырья и материалов, охране окружающей среды, вопросам повышения производительности труда и эффективности производства, бережному отношению к оборудованию, инструментам и т.д.

В графе «Формируемые умения и навыки» необходимо указывать формируемые умения и навыки у учащихся по каждому виду практики и каждой темы в отдельности.

В графе «Виды выполняемых работ» должен быть указан перечень выполняемых работ по каждой изученной теме с учетом специфики специальности.

При разработке учебной программы по практике следует учитывать имеющиеся у учащихся умения и навыки, полученные при изучении учебной дисциплины.

В программе практики определяется общее содержание и объем учебного материала по каждой теме.

При подборе выполняемых работ следует выполнять следующие требования:

-работы  должны быть подобраны с учетом специфики профессии;

-а также необходимо учитывать переход от выполнения простых видов к сложным, от менее трудных к более трудным;

— содержание и объем работ должны способствовать закреплению профессиональных знаний, умений и навыков в разнообразных условиях производственной деятельности;

— работы должны давать учащимся, возможность овладеть новой техникой, технологиями, передовыми методами и приемами труда;

— а также осуществлять экологическое и воспитание учащихся.

В примерном перечне оснащения (кабинета, лаборатории) указываются возможные технические средства обучения и примерный перечень оборудования, который может быть использован при проведении практики.

В разделе «Литература» указываются основная и дополнительная литература, нормативно-технические документы.

Список литературы оформляется в соответствии с ГОСТ 7.1-2003

Учебная программа по практике обсуждается на заседании цикловой комиссии и утверждается руководителем учреждения образования.

На основании типовых учебных программ по учебным дисциплинам и учебных программ по учебным практикам ведется календарно-тематическое планирование.

Календарно-тематический план преподавателя является обязательным документом, способствующим организации учебного процесса по дисциплине, обеспечивающим методически правильное планирование выполнения учебной программы в строгой последовательности и увязке со смежными дисциплинами.

Календарно-тематический план (КТП) – это учебно-методический документ, составленный на основании рабочего плана и календарного учебного графика

Задачи, которые необходимо реализовать при составлении КТП:

— определение места каждой темы в  курсе учебной дисциплины и место каждого учебного занятия в теме;

— определение взаимосвязи между отдельными учебными занятиями, темами всего курса.

Календарно-тематический план необходим:

1) при подготовке к занятиям необходимых наглядных пособий;

2) при планировании проведения теоретических занятий, лабораторных и практических работ, экскурсий и т.д.;

3) для осуществления систематического контроля выполнения типовой программы.

КТП рассматривается на заседании цикловой комиссии, согласовывается с заместителем директора по УР

К нормативным документам кабинетов и лабораторий относится: план работы кабинета (лаборатории) составляется он на учебный год, рассматривается на заседании цикловой комиссии, утверждается  заместителем директора по учебной работе.

При составлении плана работы на год необходимо планировать и организовывать систему мер, направленных на обеспечение лаборатории необходимым оборудованием согласно учебным программам и установленным нормативам. При планировании учитывается направления работы по теме самообразования, специфика учебной дисциплины.

Одним из нормативных документов является также паспорт лаборатории, который составляется по разделам:

1.Пояснительная записка

2.Планировка учебного объекта

3.Санитарно-технические условия

  1. Перечень необходимого технического и дидактического обеспечения учебной дисциплины (предмета) и практики

Паспорт разрабатывается с учетом перспектив развития лаборатории на 5 лет.

К средствам обучения относится учебно-методическая литература. Это учебники, учебные пособия, конспект лекций.

По учебной дисциплине защита растений имеются достаточно устаревшие учебники, в связи с этим возникает проблема, что материал, отраженный в учебнике устарел, он не содержит необходимой информации. Учебники не учитывают региональные особенности. Поэтому необходимо помочь учащимся в освоении новых теоретических знаний, используя дополнительные средства обучения.

Таким средством обучения выступает УМК.

УМК включает разделы: теоретический, практический, контроля знаний и вспомогательный.

Теоретический раздел УМК содержит материалы для теоретического изучения учебной дисциплины в объеме, установленном типовым учебным планом по специальности. Т.е. это конспект лекций, который включает тему, перечень изучаемых вопросов, контрольные вопросы, по возможности в текстовую часть включены схемы, рисунки, которые позволяют учащимся более точно представить изучаемый объект.

Практический раздел УМК содержит материалы для проведения лабораторных и практических учебных занятий в объеме, установленном типовым учебным планом по специальности. К таким материалам относятся практикум для проведения ЛПЗ, рабочие тетради с методическими указаниями для учащихся, сборник практических ситуаций и задач, индивидуальные задания, используемые при проведении практических работ.

Раздел контроля знаний УМК содержит материалы текущей и итоговой аттестации, позволяющий определить результаты учебной деятельности учащихся Контроль знаний представлен в виде заданий ОКР и ТКР, поурочных контролей, электронных программ выходного контроля по учебной дисциплине и практике, экзаменационных материалов.

Вспомогательный раздел УМК содержит элементы учебно-программной документации, учебно-методической документации, перечень учебных изданий и информационно-аналитических материалов, рекомендуемых для изучения учебной дисциплины, мультимедийные презентации, видеофильмы, альбомы табличного  материала и миниплакатов.

УМК компенсирует недостающие материалы по специальным дисциплинам, помогает осознанному и прочному усвоению содержания специальных дисциплин, формирует способность к самообразованию и к самоорганизации учащихся, что является основой воспитания профессиональных качеств будущих специалистов.

Реализация воспитательного потенциала и задач личностного развития учащихся на учебных занятиях осуществляется через постановку воспитательной цели. Важно не только правильно ее сформулировать при планировании учебного занятия, но стремиться к ее реализации на каждом этапе учебного занятия. При проведении учебных занятий по защите растений воспитательные цели формулирую так

— воспитывать у учащихся потребность знать учебную дисциплину, овладевать профессиональным мастерством;

— подвести учащихся к пониманию уровня ответственности специалиста при выполнении химических обработок посевов;

— формирование профессиональных качеств будущего специалиста;

— воспитывать чувство ответственности за порученное дело, исполнительность, аккуратность, добросовестность;

— осуществлять экологическое воспитание учащихся на основе изучения вопроса об охране окружающей среды при применении химических средств защиты

— воспитывать у учащихся любовь к будущей профессии;

— воспитывать уважение и ответственное отношение к труду;

Реализацию поставленных воспитательных целей осуществляю через использование таких инструментов как демонстрация видеофильмов,

использование мультимедийных презентаций.

демонстрация коллекций вредителей, гербарного материала, использование примеров передового опыта предприятий.

Воспитательный аспект имеют внеаудиторные мероприятия, такие как конкурсы «Защитник растений», «Агрономом быть-хлеб уметь растить», «Лучший по профессии», конференции по проведению опытнической работы, по подведению итогов производственных практик.

Учебно ‑ методическое обеспечение учебной дисциплины «Растениеводство»

Люрц Г.А.

Цель учебной дисциплины «Растениеводство» — сформировать у будущих специалистов знания и умения по технологии возделывания полевых культур.

На учебную дисциплину «Растениеводство» отводится 258 часов учебных занятий, из них 98 часов на лабораторно-практические работы.

При изложении учебного материала необходимо учитывать новейшие достижения науки, передового опыта по эффективному использованию почвенно-климатических ресурсов, внедрению передовых энергосберегающих технологий, рациональному применению удобрений, средств защиты, техническому перевооружению отрасли растениеводства.

Основные полевые культуры изучаем по следующей примерной схеме

  1. Значение, состояние и перспективы возделывания культуры в республике.
  2. Краткая история, посевные площади, урожайность, валовые сборы.
  3. Ботаническое описание.
  4. Биологические особенности культуры.
  5. Районированные сорта и гибриды.
  6. Технология возделывания.

Программный учебный материал излагаю в соответствии с отраслевыми регламентами и типовыми технологическими картами возделывания культур. При подготовке теоретического учебного материла четко формулирую тему учебного занятия, определяю ее место в учебном курсе, определяю ведущие понятия, на которые опирается данный урок.  Определяю и четко формулирую для учащихся целевую установку учебного занятия – зачем он вообще нужен? В связи с этим обозначаю обучающую, развивающую и воспитательную функции учебного занятия.

Цели учебного занятия должны быть максимально конкретными. Образовательные цели формулируются в виде: научить; ввести понятие; отработать и закрепить навык, умение; контроль знаний учащихся по теме. Например: сформировать знания о значении, урожайности, посевных площадях зерновых культур в Республике Беларусь. Воспитательные цели. Воспитание качеств личности, воспитание нравственных черт, воспитание общеучебных навыков. Например, воспитание трудолюбия, усердия при выполнении заданий; воспитание умения слушать товарища, не перебивать и т.д.

При планировании учебного занятия подбираю литературу. Основными конечно является учебник «Растениеводство» под редакцией  К.В.Коледы, А.А.Дудука Минск «ИВЦ Минфина» 2008, организационно – технологические нормативы  возделывания сельскохозяйственных культур: сборник отраслевых регламентов, а также «Современные ресурсосберегающие технологии производства растениеводческой продукции в Беларуси: сборник научных материалов. Использую материалы сайта белорусского статистического комитета (belstat.gov.by), где беру материал по посевным площадям, валовым сборам, урожайности основных сельскохозяйственных культур. Важным источником информации является «Государственная программа устойчивого развития села на 2016-2020 годы»,  «Государственная комплексная программа развития картофелеводства, овощеводства и плодоводства в 2016-2020 годах», где определены задачи развития агропромышленного комплекса Республики Беларусь. Пример на слайде.

При изложении технологии возделывания необходимы «Государственный реестр сортов и древесно-кустарниковых пород», «Государственный реестр средств защиты растений и удобрений, разрешенных к применению на территории Республики Беларусь».

Немаловажным источником информации является периодическая печать: это журнал Белорусское сельское хозяйство, газеты «Белорусская нива», «Оршанская газета», где можно найти результаты исследований, рекомендации  РУП «Научно-практического центра НАН Беларуси по картофелеводству и плодоводству; РУП «Научно-практический центр НАН Беларуси по механизации сельского хозяйства», РУП «Научно-практический центр НАН Беларуси по земледелию» и др. Например № 9 2017 г статья «Обработка почвы и посев под урожай 2018 года» обращает внимание на основные технологические операции по обработке почвы и применяемые в хозяйствах современные сельскохозяйственные машины. Эту информацию можно использовать при изучении технологий возделывания озимых и яровых зерновых культур; №4 2017 г статья « Кормовой горох: как добиться урожайности в 50 ц/га?», «Агротехника гречихи: как получить высокий урожай». Здесь же можно найти материал по передовому опыту возделывания культур: Просо посевное: новинки 2017 года. В статье дана характеристика новых сортов проса и технология возделывания. (№5). И др.

При составлении конспекта или изложении нового материала использую междисциплинарные связи растениеводства с другими учебными дисциплинами: «Почвоведение, земледелие, мелиорация», «Агрохимия», «Семеноводство с основами селекции», «Защита растений», «Сельскохозяйственные машины» и др.

При изложении технологии возделывания использую требования государственного стандарта к посевным качествам семян, передовой опыт и экономическую эффективность возделывания той или иной культуры, не забываю про охрану труда и охрану окружающей среды.

Учащиеся в результате изучения учебной дисциплины должны сформировать знания о полевых культурах, их морфологии, особенностях биологии, технологии возделывания. Наряду с объяснением показываю гербарный, сноповой материал, семена, натуральные образцы, зеленые растения.

Большое значение для получения раздаточного материала имеет участок на коллекционно-опытном поле. Там учащиеся отрабатывают темы учебных практик и имеют возможность видеть и отличать с/х растения по семенам, листьям, плодам, семенам. Раздаточный материал в виде снопового и гербарного материала, семян используется для проведения теоретических занятий и лабораторных работ.

Практические работы состоят в основном в составлении агротехнической части технологической карты возделывания с/х культур. Для этого используются нормы выработки и нормы удобрений.

Кроме того при изложении учебного материала использую миниплакаты.

Продолжается работа по составлению презентаций по темам учебной дисциплины.

Ведется работа по систематизации материала и составлению контролирующей программы в виде тестов.

Программой предусмотрено выполнение курсовой работы на 4 курсе.

Курсовая работа – это самостоятельно выполненная  и представленная в письменном виде практическая работа расчетно-аналитического характера на определенную тему. Темы курсовой работы рассматриваются на заседании цикловой комиссии за 2 месяца до выполнения курсовой и утверждаются заместителем директора по учебной работе.

Конкретная тема курсовой работы сообщается учащемуся в виде индивидуального задания. Составляется график выполнения курсовой работы. Для выполнения курсовой работы составлены методические рекомендации и указания по ее оформлению.

Готовясь к учебному занятию, наряду с образовательными задачами определяю комплекс воспитательных задач, которые связаны с формированием у учащихся социально и личностно значимых качеств и свойств, нравственно-ценностного отношения к учебной деятельности, людям, самому себе, развитием взаимодействия со сверстниками, и др.

Воспитательные аспекты содержания учебного материала предусматривают:

− связь изучаемого материала с жизнью, будущими личными и профессиональными планами учащегося;

− определение вариативной части изучаемого предмета с учетом интересов и потребностей региона;

− аксеологический подход к отбору содержания учебного материала, акцентирование внимания на ценностных и нравственных аспектах его составляющих;

− привлечение учащихся к решению и обсуждению актуальных проблем страны, местных проблем в процессе изучения соответствующих тем;

Без участия в воспитании все знания педагога остаются мертвым багажом.

Одинаково опасен безнравственный профессионал и добродушный незнайка, поэтому воспитание невозможно без знаний. Они неразрывно связаны как две стороны единого целого.

Исследования показали, что позиция учителя на уроке, стиль его поведения и общения серьезно влияют на отношение учащихся к учению. Еще А.С. Макаренко говорил: «…Нужно уметь сказать так, чтобы ученики в вашем слове почувствовали вашу волю, вашу культуру, вашу личность».

Научно – методическое обеспечение преподавания специальных дисциплин «Технология производства продукции животноводства»,  «Основы технологии с\х производства»: средства обучения и средства контроля

Бородулин А.В.

Целью изучения учебной дисциплины «Технология производства продукции животноводства»  является формирование знаний и умений по разведению, кормлению, уходу и содержанию сельскохозяйственных животных.

Целью изучения дисциплины «Основы технологии сельскохозяйственного производства» является формирование знаний и умений в области современных технологий возделывания сельскохозяйственных культур, разведения, кормления, ухода и содержания сельскохозяйственных животных.

Чтобы достичь выполнения этих целей, мной разработано и совершенствуется учебно-методическое обеспечение  преподавания этих дисциплин.

Основной целью учебно-методического обеспечения является создание условий для реализации требований образовательных стандартов и достижение необходимого качества подготовки будущих специалистов.

Одним из компонентов учебно-методического обеспечения являются средства обучения и средства контроля.

Средства обучения:

  1. Учебная литература

Учебники

Конспекты лекций

  1. Справочная литература

Справочники

Энциклопедии

  1. Дидактические средства обучения

Рабочие тетради для учащихся (практические пособия, предназначенные для овладения какими-либо производственными навыками)

Практикумы (издания, содержание практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного)

Технические альбомы (альбомы, в которых содержатся чертежи, технические рисунки и фотографии, схемы, графики, планы и т.п.)

Бланочная и др. документация (как раздаточный материал)

Учебные таблицы

Планы, сценарии проведения различных форм учебных занятий

  1. Натуральные объекты

Образцы и коллекции материалов, сырья, инструментов, деталей, сборочных единиц, демонстрационное и лабораторное оборудование, учебно-производственное обучение

Средства изображения и отображения материальных объектов (модели, муляжи, макеты, иллюстрированные материалы; рисунки, фотоизображения, картины)

Текстовые таблицы, схемы, графики, диаграммы, карты

  1. Технические средства обучения

Учебные кинофильмы (или их фрагменты).

Видеофильмы, компьютерные программы.

  1. Электронные средства обучения

Электронные учебники

Мультимедийные презентации

  1. Экскурсии

Средства контроля

  1. Варианты заданий для текущего, промежуточного (периодического и итогового контроля)

2.Контрольные задания (задачи, тесты и др.)

3.Экзаменационные билеты

 

Дата публикации: 24.01.2018