Смольянcкий государственный аграрный колледж

Адрес:

улица Замковая 1, агрогородок Смольяны, Витебская область, п/и 211014, Республика Беларусь

Тел/факс:

8 (0216) 29-91-43

E-mail:

cgakppn@tut.by

previous arrow
next arrow
Slider

МЕТОДИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК №3

СЕГОДНЯ В ВЫПУСКЕ

1. «Совершенствование программно-методического обеспечения преподавания экономических дисциплин» (Материалы к заседанию   методического  объединения преподавателей экономических дисциплин учреждений  среднего специального образования Витебской области4ноября 2014 года)

1.1.    Программа заседания методического объединения преподавателей экономических дисциплин

1.2.    Панорама опыта цикловой комиссии экономических дисциплин по программно-методическому обеспечению методического процесса в УО «Смольянский государственный аграрный колледж»(Выступления председателя цикловой комиссии экономических дисциплин Павловской О.В., преподавателя Хаткевича В.А.)

2. «Повышение качества образования через использование в образовательном процессе инновационных педагогических технологий, форм и методов организации образовательной деятельности»(Обзор мероприятий, проведенных в рамках недели цикловой комиссии общепрофессиональных и специальных агрономических дисциплин №1).

3. Материалы конференции по итогам прохождения технологической практики учащимися 11, 12 групп отделения «Агрономия»

1.  СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН (Материалы к заседанию   методического  объединения преподавателей экономических дисциплин учреждений  среднего специального образования Витебской области)

1.1.   ПРОГРАММА ЗАСЕДАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

 4 ноября 2014 года в УО «Смольянский государственный аграрный колледж»

состоялось заседание методического  объединения преподавателей экономических дисциплин учреждений  среднего специального образования Витебской области, по обмену опытом  по совершенствованию программно-методического обеспечения преподавания экономических дисциплин.

 

ВРЕМЯ МЕРОПРИЯТИЕ МЕСТО
10.00-11.00 РЕГИСТРАЦИЯ УЧАСТНИКОВ ЗАСЕДАНИЯ Холл

главного корпуса УО «СГАК»

11.00-11.10 ОТКРЫТИЕ ЗАСЕДАНИЯ

 

Комнатова Юлия Михайловна  председатель методического объединения преподавателей экономических дисциплин

Зал заседаний
11.10-11.20 ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ВЫСТАВКИ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ

 «ДАРЫ ОСЕНИ»

 

Голяс Лариса Николаевна –

заведующий отделением «Агрономия»

Холл

главного корпуса УО «СГАК»

11.20-11.30 ЗНАКОМСТВО С УЧЕБНО-

ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ БАЗОЙ КОЛЛЕДЖА

 

Борисенко Тамара Владимировна –

ДиректорУО «Смольянский государственный аграрный колледж»

Зал заседаний
11.30-11.55 ПАНОРАМА ОПЫТА  РАБОТЫ

ЦИКЛОВОЙ КОМИССИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН  ПО ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИН

 

Павловская Ольга Владимировна –

председатель  цикловой  комиссии  экономических    дисциплин   УО «Смольянский  государственный 

аграрный колледж»

Зал заседаний
11.55-12.15 СИСТЕМА РАБОТЫ  ПО УЧЕБНО-

МЕТОДИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРЕПОДАВАНИЯ  ДИСЦИПЛИН  «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА»

 

Хаткевич Владимир Алексеевич –

преподаватель высшей квалификационной категории

УО «Смольянский государственный

аграрный колледж»

Зал заседаний
12.15-12.50 ЭКСКУРСИЯ ПО КОРПУСУ №1

УО «СМОЛЬЯНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

 

 

§  ПОСЕЩЕНИЕ КАБИНЕТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Преподаватели цикловой комиссии

экономических дисциплин

 

§ ВЫСТАВКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Ковалевская Татьяна Анатольевна –

заведующий методическим

кабинетом

Корпус №1
12.50-13.10 ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗАСЕДАНИЯ Зал заседаний

1.2. ПАНОРАМА ОПЫТА  ЦИКЛОВОЙ КОМИССИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН ПО ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ МЕТОДИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В УО «СМОЛЬЯНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ КГОДЛЛЕДЖ»

В состав цикловой комиссии экономических дисциплин входят 7 преподавателей. Хочу представить персонально каждого:

  1. Борисенко Тамара Владимировна – директор колледжа, кандидат экономических наук, преподаватель высшей квалификационной категории. Преподает дисциплины «Основы маркетинга», «Экономика организации».
  2. Хаткевич Владимир Алексеевич – преподаватель дисциплин «Организация производства», «Планирование в организации», «ОНС». Имеет высшую квалификационную категорию.
  3. Павловская Ольга Владимировна — преподаватель дисциплин «Основы менеджмента», «Основы предпринимательства», «ВЭД». Имеет первую квалификационную категорию.
  4. Кухаренко Тамара Ивановна — преподаватель дисциплин «Экономика организации», «Экономика отрасли», вторая квалификационная категория. Тамара Ивановна имеет производственный опыт работы в должности главного бухгалтера колледжа почти 20 лет.
  5. Дьячковская Евгения Игоревна — преподаватель дисциплины «Бухгалтерский учет». Бывшая выпускница нашего колледжа.
  6. Войтицкий Игорь Юрьевич — преподаватель дисциплин «Анализ хозяйственной деятельности», «Статистика». Также бывший выпускник колледжа.
  7. Шестакова Марина Дмитриевна — преподаватель дисциплин «Финансы организации», «Финансы и кредит», «ЭММ». Марина Дмитриевна молодой специалист, пришла на работу в наш колледж в начале этого учебного года.

Цикловая комиссия экономических дисциплин работает

по следующим направлениям:

  1. Совершенствование содержания образования, развитие учебно-методического обеспечения образовательного процесса.
  2. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогических кадров.
  3. Изучение, обобщение и распространение положительного педагогического опыта.

 

Основными задачами являются:

Ø  обеспечение качества преподавания дисциплин профессионального компонента через взаимодействие колледжа с базовыми предприятиями и организациями с целью адаптации образовательного процесса к условиям современного развития;

Ø  совершенствование комплексного методического обеспечения дисциплин;

Ø  повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию практикоориентированного обучения;

Ø  обобщение опыта работы цикловой комиссии по контрольно-оценочной деятельности преподавателей на учебных занятиях.

Вся работа по обеспечению методического процесса в комиссии начинается с разработки программно-планирующей документации.

По специальностям «Управление в АПК» и «Агрономия» перечень действующих планов и программ утверждается приказом Главного управления образования, науки и кадров Минсельхозпрода и приказом директора колледжа, а по специальности «Экономика и организация производства» — Министерством образования Республики Беларусь и директором колледжа.

Программная документация по экономическим дисциплинам по специальностям «Управление в АПК» и «Агрономия» отражает специфику аграрной отрасли, чего нельзя сказать о программной документации, которая разработана и утверждена Министерством образования для специальности «Экономика и организация производства». В связи с этим были разработаны учебные программы учреждения образования по таким дисциплинам, как «Анализ хозяйственной деятельности», «Бухгалтерский учет», «Основы менеджмента», «Статистика», «Организация производства», «Экономика организации», «Планирование в организации», «ОНС», учебным практикам по бухгалтерскому учету и экономике организации, технологическим и преддипломным практикам.

Разработанные учебные программы рассмотрены на заседаниях цикловой комиссии, обсуждены на заседании Совета колледжа и утверждены директором учреждения образования. Вся эта работа, как правило, выполняется в конце учебного года и программы утверждаются приказом по колледжу в июле месяце.

В разработанной и периодически пересматриваемой программной документации находят отражение новейшие достижения науки и производства.

Преподаватели цикловой комиссии принимают участие в разработке стандартов, учебных планов, типовых программ и их рецензировании. Так, в 2013-14 учебном году комиссия участвовала в разработке стандарта по специальности «Управление в АПК», учебного плана по этой же специальности. Преподавателем  Павловской О. В. были разработаны 2 типовые программы по дисциплинам «Менеджмент» и «Внешнеэкономическая деятельность» специальности «Управление в АПК». Нами осуществлено рецензирование по этой же специальности следующих учебных программ:

1) учебная программа дисциплины «Организация сельскохозяйственного производства» (преподаватель Хаткевич В. А.);

2) учебная программа дисциплины «Финансы и кредит» (преподаватель Климович Н. П.).

Методическое обеспечение

Для успешной подготовки квалифицированных специалистов, повышения качества знаний учащихся преподаватели цикловой комиссии экономических дисциплин осуществляют большую работу по разработке разнообразных методических материалов для проведения учебных занятий и практик. Чтобы изучить лучший опыт преподавателей, в колледже ежегодно проводится выставка профессионального мастерства. Преподаватели комиссии принимают активное участие в выставке.

Только за последние годы на выставку были представлены следующие методические материалы:

  1. Учебно-методические комплексы по дисциплинам «Основы менеджмента», «Основы предпринимательства», «Агробизнес», «ВЭД», «Организация производства», «Налогообложение», «Бухгалтерский учет».
  2. Формы отчетов о прохождении технологической и преддипломной практик для специальности «Экономика и организация производства».
  3. Рабочие тетради для выполнения практических работ по дисциплинам «Экономика отрасли» и «Организация сельскохозяйственного производства» и др. материалы.

В данном учебном году преподаватели работают над дальнейшим совершенствованием методического обеспечения образовательного процесса и уже представлены на рассмотрение в цикловой комиссии усовершенствованные учебно-методические комплексы преподаваемых дисциплин и их отдельные элементы.

Мы стремимся к тому, чтобы созданная нами учебно-методическая документация отвечала самым высоким требованиям, была доступна для учащихся, носила познавательный и рекомендательный характер, способствовала качественной подготовке специалистов.

Хорошая оснащенность и научная организация работы кабинетов и лабораторий играет исключительно важную роль в деле подготовки будущих специалистов. Поэтому к работе учебных кабинетов мы предъявляем большие требования. В каждом кабинете постоянно обновляются наглядные пособия, информационный материал по актуальным вопросам экономики и сельского хозяйства.

Особенно хочу отметить, что преподаватели цикловой комиссии экономических дисциплин используют при проведении как теоретических, так и практических занятий реальные экономические данные по сельскохозяйственным организациям.

Заведующие кабинетами поддерживают постоянные связи с производством и периодически обновляют экономическую информацию. При кабинетах в достаточном количестве имеются копии годовых отчетов, бизнес-планов и другой документации.

Мы состоим в ассоциации с БГСХА, составлен план работы методического объединения преподавателей экономических дисциплин при ассоциации. Организовываются встречи  заведующих кафедр экономического факультета академии с преподавателями и учащимися колледжа. Также наши преподаватели проходят стажировки на кафедрах БГСХА. Такая тесная связь дает нам возможность использовать при подготовке и проведении учебных занятий новейшие учебные пособия и методическую литературу.

При проведении учебных занятий и мероприятий преподаватели комиссии используют современные образовательные технологии, направленные на подготовку практико-ориентированных специалистов. Учебный процесс построен таким образом, чтобы учащиеся в отведенное программное время смогли основательно усвоить теоретический материал и приобрести навыки экономических расчетов, организации и планирования производства, принятия управленческих решений и многие другие, необходимые для грамотных действий в нынешних условиях хозяйствования.

Наши преподаватели стараются помочь учащимся обрести тягу к знаниям, развить экономическое мышление и сформировать практические навыки по преподаваемым дисциплинам.

Особое внимание уделяется изучению вопросов, связанных с повышением эффективности производства, рациональным использованием ресурсов, повышением производительности труда, снижением себестоимости продукции, новыми формами организации производства и управления и т. д. Это касается учащихся всех специальностей.

Под руководством преподавателей экономических дисциплин учащиеся проводят исследовательскую работу и принимают участие в работе научно-практических конференций по их защите.

Тематика исследовательских работ самая разнообразная. Например:

  1. Влияние урожайности зерновых на денежную выручку предприятий на примере базовых хозяйств.
  2. Анализ средней номинальной начисленной заработной платы по месяцам за 2010-2012 годы.
  3. Исследование особенностей мотивации труда работников сельскохозяйственных организаций.
  4. Состояние и пути совершенствования учета продукции растениеводства и анализ ее производства.
  5. Особенности оплаты и стимулирования труда работников (на примере сельскохозяйственных организаций Витебской и Могилевской областей).
  6. Выявление резервов снижения себестоимости продукции, работ и услуг в сельском хозяйстве.

Еще раз хочу заострить ваше внимание на том, что особенностью преподавания в комиссии является то, что преподаватели используют практико-ориентированный подход, стараются создать такую обстановку на учебных занятиях, которая максимально приближена к реальному производству.

Преподаватели комиссии активно  применяют в учебной деятельности такие методы обучения, как проблемный, метод анализа производственных ситуаций, решение ситуационных задач, деловые игры и т.д., т.е. ставят учащихся в условия, когда они должны опираться на свою систему знаний, действовать не по жесткому алгоритму, а искать новый подход к решению проблемы.

В колледже ежегодно проводятся недели цикловых комиссий, где на открытых учебных и кружковых занятиях, конференциях, внеаудиторных мероприятиях учащиеся углубляют свои знания по дисциплинам экономического цикла. Недели цикловой комиссии являются хорошим средством активизации методической работы преподавателей и познавательной деятельности учащихся, своеобразной школой для тех преподавателей, которые еще только начинают свою педагогическую карьеру.

Как показывает практика, одной из самых эффективных форм обмена и передачи опыта является открытое учебное занятие. Преподаватели комиссии ежегодно проводят открытые занятия и внеаудиторные мероприятия.  В 2013-14 уч. году неделя цикловой комиссии проходила в апреле месяце. На неделе проводились самые разнообразные мероприятия – открытые учебные и кружковые занятия, внеаудиторные мероприятия, акции, викторины и т. д. Хочу остановиться на некоторых из них. Например:

  1. При проведении учебного занятия изучения новых знаний по  организации, нормированию и стимулированию труда «Оплата труда работников первичных трудовых коллективов в животноводстве» (преподаватель Хаткевич В. А.) были сформулированы проблемные ситуации по данным конкретных организаций. Прежде, чем перейти к изложению нового материала, преподаватель подчеркнул теоретическую и практическую значимость темы учебного занятия, поставил перед учащимися проблему. При проверке степени усвоения нового материала преподавателем была организована работа по решению проблемных ситуаций, обсуждению полученных результатов и их анализу.
  2. На практическом занятии по налогообложению (преподаватель Кухаренко Т. И.) формировались не только профессиональные умения по расчету налога на прибыль, но и создавались условия для развития интеллектуальных умений — анализировать, намечать пути решения практической задачи. Тамара Ивановна ориентировала учащихся на самоконтроль при выполнении заданий.
  3. При проведении комбинированного занятия по менеджменту «Стиль руководства» (преподаватель Павловская О. В.) использовались различные виды контроля учебной деятельности: индивидуальные письменные задания (тест – контроль), устный фронтальный опрос. Прежде, чем перейти к изложению нового материала, преподаватель создал своеобразный психологический настрой. При изложении нового материала преподаватель использовал элементы эвристической беседы; при закреплении материала учащимся были продемонстрированы видеофрагменты с конкретными производственными ситуациями. Использование на учебном занятии данных подходов способствовало развитию у учащихся логического мышления, умения анализировать и делать выводы.
  4. При проведении практического занятия по бухгалтерскому учету  преподаватель Дьячковская Е. И. организовала работу учащихся на занятии в звеньевой форме. В ходе выполнения практической работы учащиеся заполняли документацию по движению животных на выращивании и откорме. Контроль знаний, умений и навыков осуществлялся с использованием тестовых заданий. Выбранная методика преподавания способствовала формированию у учащихся взаимовыручки и ответственности каждого за общий результат работы.
  5. Содержательно и насыщенно прошло открытое учебное занятие по маркетингу «Организация работы маркетинговой службы на предприятии» (преподаватель Борисенко Т. В.).  При проведении учебного занятия были использованы разнообразные формы организации учебной деятельности учащихся и методы опроса. Особо следует отметить, что в качестве средств обучения использовались программное приложение, интерактивная доска, видеозаписи.
  6. Учащиеся  повторили знания по ранее изученным темам; сформировали знания об организации отдела маркетинга, ее схемах, целях и задачах службы маркетинга на предприятии. Учащиеся показали высокий уровень знаний по дисциплине.
  7. Войтицким И. Ю. в рамках школы молодого преподавателя проведено практическое учебное занятие по дисциплине «Анализ хозяйственной деятельности», тема «Анализ и прогнозирование финансового состояния предприятия, диагностика риска банкротства». При проведении занятия для формирования умений преподавателем было использовано программное приложение MicrosoftExcel. Преподаватель проводил входной и выходной контроль знаний, умений и навыков учащихся с использованием компьютерной тестирующей программы. Работа выполнялась по материалам конкретных сельскохозяйственных организаций.
  8. Использование компьютерных технологий позволило сэкономить время на начальном и завершающем этапах учебного занятия, дать своевременную оценку деятельности учащихся и, самое главное, сформировать у учащихся умения анализировать активы и пассивы, эффективность и интенсивность использования капитала, показатели финансовой устойчивости, ликвидности и платежеспособности организации.
  9. Положительной оценки заслуживают внеаудиторные мероприятия преподавателей Павловской О. В. и Дьячковской Е. И.
  10. При проведении кружкового занятия по менеджменту на тему «Определение личностных и профессиональных качеств современного руководителя» (преподаватель Павловская О. В.) использована технология педагогических мастерских.  Особенно удачно прошел основной этап занятия, на котором учащиеся показали свое видение современного руководителя через использование такого приема, как коллаж.
  11. Преподаватель сумел создать условия для осознания учащимися личностных и профессиональных качеств современного руководителя.
  12. Внеаудиторное мероприятие по бухгалтерскому учету «Один день в бухгалтерии» (преподаватель Дьячковская Е. И.) проводилось в форме ролевой игры. Особенностью данного мероприятия стало то, что в нем принимали участие учащиеся всех специальностей.
  13. Данное мероприятие способствовало обобщению учащимися знаний по дисциплине, развитию умений принимать ответственное решение в производственной ситуации; воспитанию деловых качеств будущих специалистов.

Несколько слов хочу сказать о практическом обучении. На первом этапе учащиеся проходят учебные практики на базе колледжа, затем технологические – в базовых хозяйствах. Так как учащиеся получают 100%-е распределение в сельскохозяйственные организации, то преддипломную практику они проходят уже на местах будущей работы. Как я уже упоминала ранее, преподавателями разработаны формы дневников-отчетов по всем видам практик.

Ко всему вышесказанному можно еще добавить, что уже сформировавшейся традицией стало проведение конференций с участием выпускников колледжа «Поговорим о профессии».

Ежегодно в колледж приглашаются бывшие выпускники, которые достигли определенных успехов в профессиональной деятельности и работают на руководящих должностях в различных организациях.

Конференции проводятся  с использованием информационных технологий и творческого подхода.  Гости колледжа рассказывают учащимся о своем трудовом пути, отвечают на вопросы, которые волнуют учащихся как будущих специалистов. Конференции вызывают большой интерес как у учащихся колледжа, так и у присутствующих преподавателей и являются хорошим средством мотивации учащихся к будущей профессиональной деятельности.

Уважаемые коллеги! Работа цикловой комиссии выражается в результатах учебной деятельности.

Эти результаты мы можем видеть еще во время обучения учащихся в колледже. Так, учащиеся специальностей «Экономика и организация производства» и «Управление в АПК» ежегодно показывают хорошие результаты в Республиканском конкурсе профессионального мастерства учащихся по специальности.

В 2012 г. учащиеся специальности «Экономика и организация производства» заняли 1-е командное место, а по специальности «Управление в АПК» — 2-е место.

По специальности «Экономика и организация производства» в личном зачете Ляхович Анна заняла 1 место, Лычагина Екатерина – 2 место,  Альхименко Александра – 3 место.

В 2013 г. учащиеся обеих специальностей заняли 1-е командные места.

По специальности «Экономика и организация производства» в личном зачете Шашута Ксения заняла 2 место,  Крисевич Роман и Аржаник Владислав разделили 3 место.

По специальности «Управление в АПК» в личном зачете Шелепова Анна заняла 1 место,  Загорулько Татьяна — 3 место.

И в 2014 г. учащиеся специальности «Управление в АПК» заняли 3-е место.

По специальности «Экономика и организация производства» в личном зачете Офицерова Алина  заняла 2 место.

По специальности «Управление в АПК» в личном зачете Бобровко Вероника заняла 1 место.

Также определенную информацию о результативности дают нам итоги Государственных квалификационных экзаменов. Получены следующие  результаты Государственных экзаменов за последний учебный год:

По специальности «Экономика и организация производства» средний балл составил 7,0, качественная успеваемость 71,4%.

По специальности «Управление в АПК» средний балл составил 7,3, качественная успеваемость 76%.

Выпускники показали хорошие знания по таким дисциплинам, как  экономика организации, организация производства, планирование производства, организация, нормирование и стимулирование труда, финансы предприятия, основы менеджмента, основы маркетинга.

В целом ответы учащихся при сдаче Государственного экзамена звучат вполне убедительно и показывают, что они овладели программным материалом, умеют логически мыслить, грамотно излагать свои мысли.

Хочу отметить, что большинство наших выпускников закрепляется на производстве, работают по полученной специальности. Более 80% получают высшее образование по системе НИСПО.

Таким образом, кадровый состав, программная документация, методическое обеспечение дают нам возможность подготовить конкурентоспособного специалиста для отрасли АПК.

Систему опыта работы по учебно-методическому обеспечению преподаваемых    дисциплин представит вашему вниманию   преподаватель Хаткевич В. А.

Я являюсь заведующим  кабинетом «Организация и планирование производства, нормирование и стимулирование труда». Как уже отметила Ольга Владимировна особенностью профессионального компонента подготовки учащихся по специальности «Экономика и организация производства» является то, что необходимо перед началом учебного года осуществить разработку рабочих программ учреждения образования. От преподавателя это требует изучения стандартов по специальности, нормативной документации, изучения достижений науки, передового опыта работы предприятий и так же опыта работы своих коллег. Разработку рабочих программ осуществляю таким образом, что бы реализовать ту задачу, которую я ставлю перед собой:  обеспечить подготовку будущих специалистов, которые в начале своей трудовой деятельности наряду со знанием теоретически основ будут обладать и необходимым уровнем практической подготовки. Эту задачу начинаю уже реализовывать при изложении нового материала. Теоретический материал подкрепляется решением производственных ситуаций, которые сформулированы по данным сельскохозяйственных организаций Оршанского района. Так же при проведении занятий большое внимание уделяется и вопросам организации самостоятельной работы учащихся. Для этого разработан краткий курс лекций дисциплин и по каждой теме сформулированы вопросы для самопроверки знаний и производственные ситуации для самостоятельного решения. При проведении учебных занятий учащимся часто повторяю, что организация производства – это наука, которая в первую очередь базируется на изучении практического опыта работы предприятий и умении работать с нормативной и справочной литературой. Поэтому  при проведении и теоретических и практических занятий применяются годовые отчеты и бизнес-планы предприятий, нормативы трудовых и материальных затрат, справочные данные для нормирования труда, справочник тарификации работ, ЕТС, положения об оплате труда организаций Оршанского района и базовых хозяйств. Поэтому при проведении учебных занятий наиболее часто применяю объяснительно-иллюстративный метод, частично-поисковый, метод анализа конкретной ситуации, а  также практико-ориентированные подходы в сочетании с постановкой проблемной ситуации.

Одной из ключевых тем в дисциплине «Организация производства» является тема «Технологические карты в растениеводстве». Основываясь, на том, что определенные знания у учащихся уже имеются, активизацию мыслительной деятельности провожу по уже известному им материалу из дисциплины «Технология производства сельскохозяйственной продукции». Задаю вопросы: вспомните определение технологических карт, на какую площадь они составляются, из каких 2 частей состоят, назовите назначение технологических карт. Как правило, учащиеся правильно отвечают на данные вопросы с технологической точки зрения. После этого обращаю внимание учащихся на значимость данной темы в их практической деятельности. Называю, что технологические карты в растениеводстве являются разновидностью технико-экономического планирования, то есть важно провести правильный и точный расчет показателей экономической части по каждой технологической операции. И после изучения порядка расчета всех показателей формулирую для учащихся ситуацию, содержащую только данные агротехнической части, но учащиеся имеют некоторые данные по предприятиям.

В данный момент у учащихся возникают определенные затруднения. Когда рассматривали порядок расчета показателей, все было понятно. Надо считать, а с чего начать? Начинаем разбираться: технологические карты перед вами, какой первый показатель экономической части. Отвечают: норма выработки за смену, отыскивают. Второй показатель: количество нормо-смен, уверенно отвечают, что рассчитывается делением объема работ на норму выработки. Опять затруднение, так как объем работ в ситуации не указан. Задаю вопрос: на какую площадь составляются технологические карты?  И так далее проводим расчет всех показателей. Приведенная ситуация позволяет применить и проблемный и частично-поисковый  методы обучения. Мыслительная деятельность учащихся стимулируется постановкой серии вопросов.    Выполняя решение производственной ситуации, производится и закрепление полученных знаний на учебном занятии. Учащиеся подготавливаются к выполнению практической работы, тем более, что на практическом занятии они не только рассчитывают показатели экономической части технологической карты, но и составляют карточку лимитов затрат, данные которой затем будут использованы при выполнении практической работы по расчету плановой себестоимости продукции растениеводства в дисциплине «Планирование в организации». Так же при выполнении практической работы по теме «Расчет показателей экономической части технологических карт» применяю групповую, если  более точно сказать парную форму организации деятельности учащихся. Каждая группа учащихся производит расчет по отдельной культуре, затем при разработке карточки лимитов учащиеся обмениваются данными по соответствующим культурам. Это позволяет повысить ответственность учащихся, так как от работы отдельно взятого учащегося зависит работа группы в целом и не только на данном занятии.

При изучении отдельных тем применяю метод опережающего обучения. Например, тема «Оплата труда работников первичных трудовых коллективов в отрасли животноводства». Учащимся заранее выдается теоретический материал для изучения. В начале учебного занятия напоминаю учащимся, что ответственность за правильность начисления заработной платы и соответственно за правильное установление расценок несет экономист предприятия. После чего формулирую проблемный вопрос, на который учащиеся должны дать ответ после рассмотрения определенной части материала. При обсуждении теоретического материала учащиеся, как правило, называют все необходимые понятия, особенности оплаты и т.д. Далее предлагаю для решения им следующую ситуацию, где  включены особенности оплаты операторов машинного доения в Оршанском районе. Расценки за 1 голову приплода и обслуживание 1 головы доводятся районным управлением сельского хозяйства и обязательны для применения во всех сельскохозяйственных организациях района.

У каждого учащегося имеются макет расчетной таблицы, процент увеличения тарифного фонда,  которые готовятся к учебному занятию заранее.

В начале рассматривается ситуация когда расценки устанавливаются только на плановый уровень продуктивности и дифференциацию расценок по периодам и качеству продукции. Затем усложняем, рассматриваем ситуацию, когда расценки дифференцируются еще и по уровню продуктивности.

После этого учащиеся пытаются дать ответ на сформулированный заранее проблемный вопрос.

Так же такое проведение учебного теоретического занятия обеспечивает подготовку учащихся к практическому. При проведения практического занятия так же применяю групповую форму организации деятельности учащихся, в ходе которого каждая группа учащихся работает с «Положением об оплате труда» конкретного предприятия.

По темам, которые имеют практическую направленность легче применить практико-ориентированные подходы в обучении. Немного сложнее, когда тема носит в большей степени теоретический характер. Например, тема «Организация производства важнейших товарных культур» — изучаются основные рабочие процессы, особенности организации труда. При изучении вопроса «Организация производства зерновых культур» рассматриваем, что наиболее эффективной формой организации труда на их уборке является применение уборочно-транспортных комплексов или отрядов. Для этого учащимся предлагается сравнить рекомендуемый состав УТК с составом уборочного отряда в ОАО «Росский Селец»

Сравнение, установление отличий так же позволяет активизировать деятельность учащихся во время учебных занятий.

При проведении практических занятий так же стараюсь применять проблемный подход в обучении. Например, практическая работа «Организационно-экономическая оценка систем земледелия и товарных культур». Учащиеся по данным годовых отчетов организация Оршанского района проводят расчеты соответствующих показателей, сравнивают полученные данные по предприятиям. По полученным данным  необходимо ответить на проблемный вопрос, который был сформулирован в начале учебного занятия: «Какие на Ваш взгляд факторы оказывают влияние на эффективность системы земледелия сельскохозяйственной организации».

Так же подведение итогов некоторых практических занятий провожу в форме ролевой игры. Например,  тема «Составление производственной программы по животноводству». Цель данной работы – обосновать годовые объемы производства продукции с поквартальной разбивкой и при этом достичь тех плановых показателей, которые доведены Оршанским районным управлением сельским хозяйством. Практическая работа выполняется по данным конкретных предприятий. И при подведении итогов учебного занятия,  наиболее подготовленные учащиеся выступают в роли специалистов экономической службы районного управления и осуществляют прием планов у экономистов сельскохозяйственных организаций.

Считаю, что ролевые игры, даже на отдельном этапе учебного занятия способствуют не только формированию профессиональных навыков, но и развивают логическое мышление, вырабатывают деловой этикет.

Следует отметить, что при выполнении практических работ по дисциплине «Планирование в организации» носит характер «сквозной задачи», то есть рассчитанные показатели одной практической работы применяются при выполнении последующей и так далее. Как, например, при расчете плановой себестоимости продукции данные об объемах производства берем из уже выполненных соответствующих работ, что позволяет учащимся более полно проследить взаимоувязку всех плановых показателей. Так же для проведения рубежного контроля знаний применяю такие «сквозные задачи». Учащемуся необходимо рассчитать плановую продуктивность, обосновать объем производства продукции и рассчитать потребность в кормах по данной учетной группе животных, а для этого необходимо применить знания и умения по нескольким темам, связав их воедино. Так же можно задать и такое условие задачи: структуру годового рациона принять нормативную, согласно данных справочника трудовых и материальных затрат. То есть, учащиеся еще дополнительно отрабатывают навыки работы с нормативными документами.

Рубежный контроль знаний учащихся по циклу всем разделам дисциплины провожу, как правило, всегда в письменной форме. Задания для проведения разрабатываю в большей степени практического характера, применяю тестовые вопросы. По результатам письменных работ учащихся лучше увидеть свой и положительный и отрицательный опыт применения тех или иных методов обучения. А так же анализ письменных работ позволяет более точно представить уровень усвоения каждого раздела программы и использовать их при коррекционной работе.

Рубежный контроль знаний  по циклу наиболее важных разделов провожу и в форме игры-конкурса. Учащиеся формируют команды, приветствие, создается жюри.

То есть происходит и закрепление полученных знаний, умений и навыков, повышается ответственность учащихся, воспитываются такие качества как взаимопомощь, взаимовыручка.

Внеаудиторная работа – организована работа предметного кружка при кабинете. Основное направление – это совершенствование и углубление знаний по дисциплинам. И так как в программу проведения Республиканских конкурсов по специальностям «Экономика и организация производства» и «Управление в АПК» входят практически все темы дисциплины «Организация производства», то и одним из направлений внеаудиторной работы является и подготовка учащихся к Республиканскому этапу конкурса. Определенные достижения имеются, о них уже сказала Ольга Владимировна.

Одним из направлений работы кабинета «Организация, планирование, нормирование и стимулирование труда» является организация прохождения учащимися производственной технологической и преддипломной практик. В колледже действует трехуровневая система практического обучения.  И с учетом того, что учебным планом по специальности «Экономика и организация производства» предусмотрены только две учебные практики: по экономике организации и бухгалтерскому учету, Советом колледжа принято решение  технологическую практику с целью совершенствования практических умений и навыков учащихся проводить в 2 этапа. Первый этап в колледже, второй – в предприятии. Цельюпервого этапа технологической практики, которая проводится в колледже, является формирование у учащихся навыков и умений по разработке производственной части бизнес-плана развития коммерческой организации. Выполнение всех заданий осуществляется по материалам конкретных предприятий, оформляется отчет о прохождении 1 этапа.

 По результатам второго этапа технологической практики, который проходит в предприятии учащиеся так же оформляют отчет. В колледже разработаны стандартные формы отчета о прохождении  второго этапа технологической практики и так же преддипломной. При прохождении второго этапа технологической практики учащиеся осуществляют сбор данных для написания курсовой работы по дисциплине «Организация производства». По результатам второго этапа технологической практики проводится конференция, в ходе которой учащиеся рассказывают о хозяйстве, в котором они проходили практику, с какими трудностями может им пришлось столкнуться, высказывают свое мнение о том на изучение каких тем необходимо больше уделить внимание в колледже, анализируют результаты работы предприятий.  Более интересно проходит конференция, когда учащиеся не только анализируют результаты работы предприятия, но и рассказывают об истории его образования, знакомят с состоянием и развитием социальной инфраструктуры.

Надеюсь, что все применяемые мной методы и формы обучения все-таки способствуют тому, что бы обеспечить подготовку практико-ориентированных специалистов, и если учащиеся пожелают дальше продолжить учебу по непрерывной интегрированной системе обучения, то и успешно выдержать им вступительные испытания

2. ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ, ФОРМ И МЕТОДОВ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ(Обзор мероприятий, проведенных в рамках недели цикловой комиссии общепрофессиональных и специальных агрономических дисциплин №1).

Мероприятия, проведенные на неделе цикловой комиссии общепрофессиональных и специальных агрономических дисциплин № 1, были объединены общей  целью:усиление роли практико-ориентированного обучения с целью повышения уровня подготовки учащихся к предстоящей профессиональной деятельности

04.11.2014была организована выставка  сельскохозяйственной продукции «Природная мастерская агронома».

Цель:представление выращенной сельскохозяйственной продукции с целью воспитания у учащихся чувства гордости за избранную профессию

На выставке были представлены образцы сельскохозяйственной продукции, выращенной на коллекционно-опытном поле и полях  учебного хозяйства.Экспонаты на выставку представлены заведующими  кабинетов и  лабораторий «Плодоовощеводство и ТПДХиППР», «Растениеводство», «Защита растений и Кормопроизводство»

24.11.2014в рамках школы молодого преподавателя преподавателем Яскевич Ю.А.проведено учебное занятие на тему: «Проведение сортового контроля льна-долгунца».

Методическая цель:использование подходов практико-ориентированного обучения при проведении практического занятия.

При проведении  учебного занятия формирования новы умений и навыков, преподаватель применял информационный, частично-поисковый и репродуктивный методы обучения, используя при этом фронтальную,

         

В результате проведения лабораторного занятия учащиеся выработали навыки проведения анализа апробационного снопа льна-долгунца,  определения сортовой чистоты, больных стеблей, а также установили, являются ли посевы сортовыми.  коллективную и индивидуальную формы организации учебной деятельности учащихся.    Учебное занятие было обеспечено дидактическими материалами, способствующими более прочному формированию умений и навыков по изучаемой теме.

24.11.2014 по итогам прохождения технологической практики учащимися 11, 12 групп отделения «Агрономия» состоялась конференция

Цель:подведение итогов прохождения производственной практики, способствовать формированию профессионально значимых качеств личности специалистов.

В конференции принимали участие учащиеся четвертого курса отделения «Агрономия»:

Ø  Фоменко Антон, учащийся 12 группы. Место  прохождения практики  – ОАО «Росский Селец» Оршанского района, Витебской области;

Ø  Никитин Илья, учащийся 12 группы –    «Некрасово-Агро»  Круглянского района, Могилевской области;

Ø  Качанов Андрей, учащийся 12 группы  – РУП «Толочинский консервный завод»;

Ø  Пунченко Анастасия,  учащаяся 11 группы – ОАО  «Александрийское»  Шкловского района Могилевской области.

 В своих докладах о результатах прохождения  технологической практики выпускники  дали производственную характеристику хозяйствам, в которых проходили практику.

А также рассказали о трудностях, с которыми пришлось столкнуться во время практики. Указали, что за время прохождения практики смогли закрепить и углубить, полученные в колледже знания и умения, освоить новые технологические операции возделывания сельскохозяйственных культур, принять участие в организации различных производственных процессов.

По мнению учащихся, приобретенные в период прохождения практики теоретические знания и практические  навыки позволят им, будущим специалистам, профессионально и грамотно работать в отраслях агропромышленного комплекса, на различных предприятиях и организационных системах АПК.

При подведении итогов  конференции обсуждались результаты анкетирования выпускников агрономического отделенияпо результатам прохождения практики.

25.11.2014учащимися 11 группы  под руководством  преподавателем Шинкевич Л.О. проведенаакция   «Зеленое окошко».

Цель:формирование  у учащихся эстетического вкуса, развитие позитивного отношения к прекрасному.

В ходе акции учащиеся создавали позитивное настроение,  преподнося участникам акции подарки – эстетически оформленную рассаду комнатных растений с просьбой о дальнейшем уходе за ней согласно предложенным рекомендациям.

26.11.2014было проведеновнеаудиторное мероприятиена тему:  «Это актуально: африканская чума!»

Методическая цель:использование активных методов  при проведении внеаудиторного мероприятия   с целью активизации познавательной деятельности учащихся.

При подготовке к внеаудиторному мероприятию с целью углубления знаний по профилактике африканской чумы свиней ио правилах поведения при заболевании свиней африканской чумой, под руководством преподавателяБородулинаА.В., учащиеся провели исследования.

На основании собранных материалов учащиеся написали доклады и свои        выступления сопроводили мультимедийной презентацией с демонстрацией видеороликов: АЧС в СССР, АЧС на Кубе.

28.11.2014 Шинкевич Л.О.,в ходе проведения викторины«Агрономия от «А» до «Я»способствоваларазвитию у учащихся наблюдательности, находчивости, любознательности.

Задания викторины включали в себя занятные вопросы о хлебе и задания практической направленнос-ти. Учащиесяопределяли сорные растения по гербарию, семена сельскохозяйственных культур, озвучивали пословицы  и поговорки о хлебе. За правильные ответы участникам викторины награждались призами.

Наиболее активными участниками викторины стали учащиеся 11 и 12 групп.

02.12.2014кружковое  занятие на тему:  «Зимние сорта яблок Беларуси» провел преподаватель СлободчиковО.И.

Методическая цель:использование элементов проблемного обучения при проведении кружковых занятий.

Выбранная тема кружкового занятия актуальна для садоводства нашей страны, поэтому перед членами кружка поставлен проблемный вопрос: «Почему на прилавках наших магазинов в зимний период времени можно чаще встретить яблоки импортного происхождения, а не отечественные плоды?».   На кружковом занятии учащиеся не только ознакомились с характеристикой позднеспелых  сортов  яблок, выращиваемых в Беларуси, но и смогли продегустировать и оценить  их вкусовые качества. Проведение кружкового занятия способствовало развитию у учащихся познавательного интереса к профессии агронома – садовода.

03.12.2014куратором 11 группы Люрц Г.А.проведено внеаудиторное мероприятие на тему: «Здорово жить».

Цель мероприятия:   развитие творческих способностей  учащихся при формировании навыков здорового образа жизни

Согласно  разработанному сценарию, прозвучали доклады учащихся о вреде курения и влиянии его  на организм человека, продемонстрированы инсценировка ивидеоролик о вредных привычках, читались стихи.

 

Проведенное мероприятие способствовало не только развитию творческих способностей учащихся при формировании навыков здорового образа жизни, но   выработке четкой позиции и нетерпимого отношения к  курению, сплочению учебной группы.

В мероприятии приняли участие и учащиеся 1 курса отделения «Агрономия.

 

10.12.2014 проведен круглый стол на тему«Практика работы преподавателей по использованию практико-ориентированного подхода в обучении»

Методическая цельобмен опытом работы преподавателей по использованию подходов  практико-ориентированного  обучения

Шинкевич Л.О. представила  опыт работы преподавателей комиссии общепрофессиональных и специальных агрономических дисциплин №1 по использованию практико-ориентированных подходов при проведении классического учебного  занятия.

Участникам круглого стола были продемонстрированы элементы практико-ориентированного обучения в фрагментах снятых на различных этапах учебных занятий, проводимых преподавателями комиссии агрономических дисциплин.

Опыт проведения учебных практик преподавателями комиссии обобщила Г.А. Люрц.

Участники «Круглого стола» приняли участие в обсуждении вопросов:

1.Какие формы,  методы и средства обучения  вы используете  при реализацииподходов практико-ориентированного обучения в рамках классического учебного занятия?

2.На ваш взгляд,  применение практико-ориентированных подходов влияет на эффективность  учебного занятия?

3.Какие проблемы у вас возникают при применении практико-ориентированных методов обучения?

09.01.2015 Копытовским С.С. проведено учебное занятие по учебной дисциплине «Устройство сельскохозяйственных машин».  Тема: «Изучение устройства и регулировка почвообрабатывающе-посевного агрегата»

Методическая цельиспользование элементов проблемного обучения как фактора, активизирующего познавательную деятельность учащихся.

При проведении учебного занятия  преподаватель использовал индивидуальную, коллективную и групповую формы  организации учебной деятельности учащихся. Это способствовало более эффективной выработке умений и навыков по установке и проверке агрегата на заданную ному высева.

При подведении итогов недели цикловой комиссии

были сделаны выводы:

1.       Открытые мероприятия недели планировались с учетом   методической темы колледжа;

2.       Структура организации недели цикловой комиссии включала в себя учебные занятия, внеаудиторные мероприятия,   круглый стол, конференцию, викторину, акцию,  кружковое занятие, выставку сельскохозяйственной продукции;

3.       Методы и формы, используемые при проведении учебных занятий, воспитательных мероприятий и внеаудиторных мероприятий, способствовали организации досуга учащихся, а также усилению роли практико-ориентированного обучения с целью повышения уровня подготовки учащихся к предстоящей  профессиональной деятельности.

Предложения по улучшению проведениянедели цикловой комиссии:

  1. Обратить внимание на совершенствование отдельных элементовучебных занятий, способов и средств обучения;
  2. Системно применять   формы и методыпрактико-ориентированного обучения для активизации познавательной деятельности учащихся;
  3. Вовлекать большее количество учащихся к участию в мероприятиях недели цикловой комиссии.

 

3. МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИИ ПО ИТОГАМ ПРОХОЖДЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ УЧАЩИМИСЯ 11, 12 ГРУПП ОТДЕЛЕНИЯ «АГРОНОМИЯ»

24.11.2014 в актовом зале колледжасостоялась  конференцияпо итогампрохождения технологической практики учащимися 11, 12 групп отделения «Агрономия».

Во вступительном  слове Шинкевич Л.О., председателя цикловой комиссии общепрофессиональных и специальных агрономических дисциплин №  1, было отмечено, что за время прохождения практики учащиеся смогли закрепить и углубить, полученные в колледже знания и умения, освоить новые технологические операции возделывания сельскохозяйственных культур, принять участие в организации производственных процессов. Прохождение технологической практики способствовало формированию профессионально значимых качеств личности специалистов.

По итогам практики учащиеся оформили дневники-отчеты, показали следующие результаты:

Отметка Количество человек %
9 8 22.2
8 12 33.3
7 9 25
6 5 13.9
5 1 2.8
0 1 2.8

Какие умения и навыки смогли приобрести,  с какими трудностями столкнулись, за время прохождения практики наши выпускники сегодня они расскажут сами.  Для участия в конференции свои выступления подготовили учащиеся  группы 12 Фоменко А., Никитин И., Качанов А. и учащиеся 11 группы Пунченко А.

Выступление учащегося Фоменко А.

 Технологическую практику я проходил в ОАО «Росский Селец» Оршанского района, Витебской области.

 Колхоз «Красный Октябрь» организован в 1969 году на базе двух колхозов. Реорганизован 1 сентября 2003 года в СПК «РосскийCелец»,  в 2010 году в ОАО «Росский Селец». Центральная усадьба хозяйства находится в деревне Засекли.

Основное производственное направление хозяйства – мясомолочное. Отрасль растениеводства специализируется на выращивании зерновых культур, льна.

Отрасль животноводства: производство мяса и молока

Свою продукцию хозяйство поставляет на перерабатывающие предприятия: молоко на Оршанский молочный завод, мясную продукцию на Оршанский и Витебский мясокомбинаты, рапс на Витебский МЭЗ, зерно поставляется на государственные заготовительные пункты, лен —  на Ореховский льнозавод.

В землепользования хозяйства находится всего земли — 6184  гав.т.ч. сельскохозяйственных угодий 5015 га

пашни – 3834 га

сенокосов – 92 га

пастбищ – 1041 га

многолетних насаждений – 48 га

оценка всех сельхозугодий -29,6 балла,  пашни -30,8 балла.

Посевные площади возделываемых в хозяйстве культур  в 2014 году распределились следующим образом:

Всего  зерновых —  2245 га, вт.ч.:

озимые зерновые – 1034 га

яровые зерновые 1211 га

озимый рапс – 172 га

яровой рапс – 207 га

лен – долгунец 150 га

кукуруза 400 га

Озимая рожь возделывалась на площади 508 гектаров, получено  30 ц зерна с гектара,  озимая пшеница занимала 303 га и озимое тритикале 223 га, получена урожайность по этим культура 37 и 38 ц/га соответственно.

Из яровых зерновых культур в хозяйстве возделывалась  яровая пшеница — 221 га,  урожайность -33ц/га; ячмень — 618 гектаров с урожайностью 35 ц/га и овес 172 гектара –урожайность составила 40 ц/га.

Рентабельность деятельности  предприятия составила с учетом  государственной поддержки – 10.3%.

За  период прохождения технологической практики я

выработалнавыки проведения наблюдений за сроками созревания сельскохозяйственных культур таких как: ярового рапса, кукурузы на силос;

участвовал в разработке рабочего плана уборки урожая с\х культур, а также в организации работна зернотоку (очистке, сушке и сортировании семенного зерна), в реализации произведенной продукции;уборке кукурузы на силос, закладке кормов на хранение;  подготовке семян озимых зерновых культур к посеву, проведении  сева озимых зерновых, и контроле за качеством проводимых работ.

изучил опыт по накоплению, хранению и использованию удобрений;

ознакомился с составом и использованием машинно-тракторного парка хозяйства.

Выступление учащегося Никитина И.

Производственную технологическую практику я проходил в       «Некрасово-Агро»  Круглянского района, Могилевской области.

Прибыв в хозяйство, я ознакомился с организационной структурой и основными производственными показателями работы предприятия.

Общая площадь землепользования  хозяйства составляет 9 000 га земель, 6700 га из них занимают сельхозугодия, в т.ч. 4918 га – пашня.

Балл естественного плодородия: сельхозугодий – 34,5, пашни – 36,9.

Есть чем и обрабатывать такие обширные земли. Машинно-тракторный парк хозяйства укомплектован по последнему слову техники, в котором есть новые тракторы, агрегаты к ним, погрузчики и автомашины.

Во время прохождения практики велась уборка зерновых культур, я вместе с  руководителем практики, агроном хозяйства, находился на полях, где убирались зерновые культуры. Вместе с ним мы определяли качество уборки. Следует отметить, что на зерноуборочных комбайнах в основном работали  экипажи с хорошими практическими навыками, поэтому в основном все показатели уборки зерновых отвечали хорошему и отличному качеству.

Средняя урожайность зерновых по хозяйству  в  текущем 2014 году составила 42 ц/га, следует отметить, что это один из лучших показателей в районе. При этом пшеница  на некоторых полях давала по 55 ц/га, тритикале – около 50 ц/га. Валовой сбор зерна в целом по хозяйству  составляет 9102 т зерна. Собран хороший урожай рапса 821,8 т, урожайность с одного гектара – 19,1 ц.

Убранное зерно поступало на зерносушильный комплекс КЗСК -30Г. Где осуществлялась его доработка и сушка.

Во время прохождения практики  я также принимал участие в организации работ по внесению удобрений,  подготовки почвы под посев озимых зерновых культур. В хозяйстве возделывается озимая рожь сорт Сяброука, озимое тритикале  сорт  Вольтарио, озимая пшеница – Копылянка. Вместе с агрономом хозяйства  отрабатывал  навыки по установке почвообрабатывающе-посевного агрегата «Лемкен», контролировал качество посева  и другие технологические операции по посеву зерновых культур.

В связи с тем, что специализируется хозяйство в первую очередь на производстве молока и мяса, особое внимание уделяется   именно животноводству.  На сегодняшний день  в хозяйстве стадо крупного  рогатого скота  насчитывает 4100 голов, из которых 1500 – дойное стадо.  Хорошие результаты  показывают животноводы  на откорме молодняка. Среднесуточные привесы составляют молодняка -650 г. Хозяйство ежемесячно  реализует на мясокомбинаты 69 т говядины.

Особое внимание уделяется в хозяйстве заготовке кормов. Так в  этом году заложено на хранение 10 500 т сенажа, планировалась заготовка силоса из  кукурузы. К ее уборке хозяйство приступило 10 сентября. Всего необходимо заготовить 25 000 т кормов.

В период заготовки силоса вместе с  агрономом по кормопроизводству я следил за качеством закладки корма. Контролировал  такие показатели как  длина резки массы (3-5 см)качество трамбовки, влажность (70%). а также оказывал помощь в укрытии траншеи пленкой.

В целом хотелось бы отметить, что мне было интересно проходить практику, так как  в период времени, август-сентябрь месяцы,  я смог не только наблюдать, а и поучаствовать во многих технологических процессах сельскохозяйственного производства.

Планирую по окончании колледжа получить высшее образование по специальности и вернуться в родное хозяйство хорошим специалистом. Мне понравилось, что на предприятии за производственными делами не забыты и люди. Здесь давно вошло в систему выделять технику для личных нужд людей, работающих в  хозяйстве, обеспечивать семенным материалом, сеном.

 Оказывается помощь и молодежи хозяйства. Всем прибывшим молодым специалистам выплачиваются подъемные в размере 20 базовых величин, предоставляется общежитие либо благоустроенное жилье.

Выступление учащегося Качанова А.

Я проходил технологическую практику на РУП «Толочинский консервный завод». По прибытии  на предприятие меня  ознакомили с правилами по безопасности труда, познакомили с руководителем практики, который мне рассказал не только о деятельности предприятия, но и   его  историю —  что консервный завод одно из старейших белорусских винодельческих предприятий, основанное в 1906 году на базе завода помещика Газдзицкого. Первоначально на этом заводе был налажен выпуск варенья, повидла, джемов, соков и сиропов. С 1946 г. начат выпуск плодово-ягодных вин. С течением времени на заводе были открыты новые цеха, модернизировано производство, построены склады.

В 2002 г. к предприятию был присоединен Толочинский крахмальный завод. В 2005 г запущено производство виноградных вин.

В декабре 2006 г. предприятие приобрело статус республиканского унитарного предприятия (РУП) «Толочинский консервный завод».

В этом же году на заводе было построено новое спиртохранилище. В 2007 г. – начата реконструкция цеха по переработке плодово-ягодного сырья, в 2008 г. построена зерносушилка и начато строительство фруктохранилища.

В настоящее время завод располагает семью производственными цехами: два цеха розлива плодово-ягодных вин, переработки плодово-ягодного сырья и хранения виноматериалов, купажно-фильтрационный, производства крахмала, майонеза и цех промышленного садоводства.

Специализируется предприятие на производстве плодовых и виноградных вин и картофельного крахмала. Общая численность работников — 450 человек.

Основная масса сырья для производства продукции выращивается в хозяйстве самостоятельно. Так  в состав сырьевой базы предприятия входит:6306 га сельхозугодий, на которых выращивается картофель- 820 га, рапс-1245, зерновые культуры-3420, фруктово-ягодные деревья и кустарники-525 га.

Урожайность зерновых культур в текущем 2014 году составила 39,8 центнера с гектара.

Для своевременной уборки зерновых культур на предприятии имеется 14 зерноуборочных комбайнов. Доработка зерна осуществляется на зерносушильным комплексе.

В период практики я участвовал в процессах доработки зерновой массы. Под моим контролем проводили очистку и сортировку семян, протравливание семян озимой ржи. Протравливание осуществлялось протравителем ПС-10, использовались такие препараты как кинто дуо с нормой расхода 2.5 литра на тонну семян и препарат баритон с нормой расхода 1.5 л/т. При проведении протравливания я контролировал процесс приготовления рабочих растворов и качество протравливания.

В 2014 году картофель возделывался на 860 гектарах, из них 200 га  ранние сорта такие как Дельфин, РедСкарлет. Урожайность ранних сортов составила 400 ц/га.В 2013 г.-277.3 ц/га.

Вместе с агрономом хозяйства определяли биологическую урожайность позднего картофеля, установили, что  предположительная урожайность поздних сортов составляет 520 ц/га.

При прохождении практики я также  ознакомился с работой консервного завода.     Он считается одним из старейших белорусских винодельческих предприятий.Его мощности позволяют выпускать в год 50 тыс. дал виноградных и 800 тыс. дал плодово-ягодных вин, а также 1,8 тыс.т крахмала.

Ассортиментный перечень алкогольной продукции составляет около 50 наименований. Это вина плодовые крепленые и  вина улучшенного качества. С 2008 года начат выпуск пяти наименований фруктово-ягодных натуральных столовых вин. Ведется розлив виноградных вин из импортных виноматериалов.

Для производства продукции предприятие использует только натуральное отечественное сырье, в том числе и выращиваемое в собственном саду. В 2005 году произведена закладка промышленного плодово-ягодного сада площадью 545га, в нем выращиваются такие культуры как:

Яблоня -276, 4 га

Груша -17,3 га

Арониячерноплодная -27 га

Малина -18 га

Смородина черная -133.5 га

Смородина красная – 24 га

Крыжовник -27 га

Голубика -12 га

В прошлом году толочинские садоводы собрали 3799 тонны яблок. На хранение было положено 1280 тонн.

В 2014 году к сбору плодов приступили 15 августа.Более 140 тонн реализовано в Россию. По цене 20 (RU) рублей  за 1 кг. На внутреннем рынке  цена на яблоко составила 5,4 тыс. рублей, грушу — 8,8 тыс. рублей.

Почти 2000 тонн яблок будет положено в хранилище.Предприятие также  реализует на отечественном рынке картофель, фрукты и ягоды собственного производства, плодово-ягодные и натуральные вина (преимущественно в Минской, Могилевской и Витебской областях), а также картофельный крахмал. Около 10% от производимого объема крахмала экспортируется в РФ.

Часть продукции поступает в магазины фирменной торговли, расположенные в дер. Озерцы и г. Толочине, а картофельный крахмал около 10% от производимого объема  экспортируется в РФ.В 2013 г. его произведено 338т.

За  первое полугодие 2014 года предприятие выпустило продукции на Br 6,6 млрд.

Рентабельность реализованной продукции составила 19.7%. За этот период 2013 г.- 9.1%.В Россию поставлено крахмала на $94 тыс., или 135,5% к аналогичному уровню прошлого года.

В заключение своего доклада хотелось бы отметить, что мне понравилось проходить практику на  Толочинском консервном заводе. За период практики я смог не только применить свои теоретические знания, но выработать навыки по организации различных технологических процессов  сельскохозяйственного производства. А также мне понравился дружный и сложенный коллектив этого предприятия, где специалисты и рабочие отнеслись ко мне не только доброжелательно, но и оказывали помощь  в решении некоторых организационных вопросах.

Выступление учащейся Пунченко А.

ОАО «Александрийское»  Шкловского района Могилевской области создано в июне 2005 года. В июне 2012 года принято решение о присоединении ОАО «Шкловский комбикормовый завод».

 Центральная усадьба находится в агрогородке «Александрия» на территории Александрийского сельского совета.

При прибытии на практику, я оформилась в отделе кадров, инженер по технике безопасности  провел инструктаж  по безопасности труда, ознакомилась с правилами внутреннего трудового распорядка. Также ознакомилась с землепользованием предприятия и основными направлениями деятельности предприятия:

Установила, что общая земельная площадь, находящаяся в землепользовании предприятия, составляет 15,3 тысяч га, в том числе сельхозугодий –  14,0 тысяч га, пашни – 10,0 тысяч га.

Основным направлением деятельности предприятия является:

-выращивание зерновых культур и переработка их на корм животным в цеху по производству сухих кормов;

-выращивание свиней, птицы и производство мяса и мясных продуктов в убойном и колбасном цехах;

-выращивание крупного рогатого скота и производство молока, производство яблок;

-разведение рыбы в собственном водоеме; выращивание грибов «Вешенок»;

-розничная и оптовая торговля и другое.

После чего  руководитель практики кратко познакомил с производственной базой предприятия, которая включает в себе:

Молочнотоварные комплексы — 6

Свиноводческий комплекс -1

Зерносушильный комплекс — 3

Цех по производству сухих кормов — 2

Фруктохранилище — 1

Склады минеральных сыпучих и жидких удобрений

Птицефабрика — 1

Цех по производству мясопродуктов

Сеть фирменных магазинов;

Плодовый сад – 1

Гостиничный комплекс -1

Форелевое хозяйство – 1

Изучая деятельность предприятия в целом и его отраслей установила, что основная задача растениеводства – обеспечение собственными кормами отраслей животноводства и птицеводства, а также выращивание зерновых на семена.

Балл плодородия сельхозугодий – 35,3, пашни – 36, луговых угодий – 27,2.

650 гектаров занято под рапс, на площади 3000 гектаров выращивается кукуруза, из них на силос – на 2120 гектарах. Намолотили 10548 тонн зерна кукурузы, то есть свыше100 центнеров на круг.

Зерновые и зернобобовые культуры  в структуре посевных площадей занимают 52%.

Сбор зерна в 2013 году составил свыше 35 тысяч тонн зерна при урожайности 61,5  центнеров с гектара.

Для сушки зерна функционируют четыре зерносушильных комплекса, один из которых, производительностью 1,5 тысячи тонн в сутки, введен в эксплуатацию в 2011 году. Это позволило высушить зерно с минимальными издержками, обеспечить его сохранность до нового урожая. Во время практики я работала на  зерносушильном комплексе, где под руководством заведующего комплексом  контролировала влажность поступающей зерновой массы Сопровождала отвоз зерна на КХП г.Шклов. Принимала участие в оформлении документов по движению зерна.

В хозяйстве так же имеется 2 цеха по производству сухих кормов для КРС, свиней и птицы Производительность 5 тонн в час гранулированного комбикорма и 10 тонн в час не гранулированного комбикорма.

Запущена линия по производству рапсового масламощностью 500 литров в смену.

За период практики я ознакомилась с работой отрасли животноводства предприятия в  ОАО «Александрийское» действует шесть молочно-товарных комплексов, на которых содержится свыше 13000 голов КРС, в том числе 4000 голов дойного стада.

В 2012 году в ОАО «Александрийское» введен в эксплуатацию молочно-товарный комплекс «Александрия», где установлено 16 робото-доильных установок. Надой от коровы в 2013 году составил 6201 кг, или на 0,5 тонны выше 2012 года Среднесуточный надой  17,7 литра.

Ежедневно из хозяйства поступает 60 тонн молока с наилучшими показателями по качеству – сорт «Экстра».

 Имеется свиноводческий комплекс мощностью 50 тысяч откорма свиней в год. В состав свинокомплекса входят два репродуктора и два участка по откорму свиней, на которых единовременно содержаться свыше 28 тысяч поголовья. Среднесуточный привес на одну голову более 700 гр.

В хозяйстве налажены процессы не только выращивания а и переработки продукции животноводства. Так переработка мяса свинины составляет свыше 120 тонн ежемесячно. Ассортимент выпускаемой продукции насчитывает более 250 наименований полуфабрикатов, в том числе большой ассортимент натуральных колбасок и фаршей, а также более 70 наименований колбасной продукции.

Существующие мощности позволяют получать 7000 тонн мяса птицы, 20 миллионов суточных цыплят-бройлеров, 30 миллионов яиц в год.

В 2014 годувведен в эксплуатацию цех убоя птицы.

Во время практики я работала в плодовом соду. Оказывала помощь в организации и проведении сбора продукции плодовых культур.

Площадь  сада составляет – 250 га. Здесь выращиваются ранние и поздние сорта яблок, а также черная смородина. В садувнедрена система капельного орошения на площади 87 га. Орошение сада осуществляется капельным способом с применением поливных капельных линий «АКВА».

После сбора плодов продукция поступает на комплекс по хранению и реализации яблок, его емкость 6500 тонн в год.  Заведующая комплекса   хранения ознакомила меня с технологией  хранения плодов, с процессом работы  холодильных камер, оснащенных компьютерным контролем микроклимата. Рассказала, что суточная загрузка в камеру составляет 20 – 30 тонн яблок.

А также, что после длительного хранения контейнеры доставляются в сортировочную, где продукция сортируется, калибруется, упаковывается в ящики и отправляется на реализацию.

Для быстрой и качественной сортировки используется сортировочная линия производительностью 7 тонн яблок в час. Отходы от сортировки отправляются на корм скоту.

Кроме  изучения технологии хранения яблок, я ознакомилась с технологией выращивания грибов «Вешенок», увидела, где они не только выращиваются, а и механизированно фасуются в лотки и отправляются на реализацию.

В заключение хотелось бы отметить, что прохождение практики в таком хозяйстве как ОАО «Александрийское» дало мне возможность не только ознакомиться с разносторонней деятельностью предприятия, но и принять участие в технологических процессах по уборке и доработке сельскохозяйственной продукции, заготовке кормов.

Мне бы хотелось после окончания колледжа по распределению попасть  на работу в это хозяйство. Так как в нем можно не только работать, но и достойно жить.  Потому что на территории ОАО «Александрийское» расположено более 50 красивых населенных пунктов, в которых проживает свыше 3000 человек, много молодежи. Строится благоустроенное жилье, что немало важно для молодого специалиста.

В населенных пунктах созданы все условия для жизни: есть универсально-спортивный центр, две средние общеобразовательные школы, школа-сад, 2 детских сада,2 амбулатории, 3 фельдшерско-акушерских пункта,

4 Дома культуры, 6 библиотек, 16 магазинов, кафе, гостиница.

В заключение Шинкевич Л.О., председатель цикловой комиссии общепрофессиональных и специальных агрономических дисциплин № 1, напомнила, чтов колледже для специальности «Агрономия» в течение всего периода обучения предусмотрено проведение разных видов практики: учебной, технологической (по профилю специальности) и квалификационная (преддипломная). Они сменяют и дополняют друг друга, являются составной частью целостного образовательного процесса, направленного на формирование  профессиональных качеств будущего специалиста.

Лана Олеговна отметила, что технологическую практику учащиеся проходят в сельскохозяйственных  предприятиях и успешность прохождения практики определяется тем, как учащийся относится к практическому обучению, готовностисотрудничать с другими людьми, умению самостоятельно принимать решения и ответственно подходить к порученному делу.В процессе практики объединяются теоретические и практические знания, умения и навыки. Учащиеся  принимают участие в производственных процессах, участвуют в трудовой деятельности коллективов, знакомятся с новым оборудованием, техникой,  технологическими процессами возделывания сельскохозяйственных культур, учатся работать с документами, составляют план мероприятий, а так же  ведут дневник-отчет практики, куда заносятся все выполняемые ими виды. И как результат — технологическая практика дает учащимся  возможность увидеть труд агронома, почувствовать себя в роли  специалиста и стать участником этой нелегкой, но необходимой профессии.

Дата публикации: 20.01.2018