Смольянcкий государственный аграрный колледж

Адрес:

улица Замковая 1, агрогородок Смольяны, Витебская область, п/и 211014, Республика Беларусь

Тел/факс:

8 (0216) 29-91-43

E-mail:

cgakppn@tut.by

previous arrow
next arrow
Slider

МЕТОДИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК №4

СЕГОДНЯ В ВЫПУСКЕ

1. АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ НА ПРИСВОЕНИЕ И ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ

1.1.    Условия допуска педагогического работника к сдаче квалификационного экзамена.

1.2.    Порядок проведения и прием квалификационного экзамена

1.3.    Требования к представлению и защите педагогического опыта во времяквалификационного экзамена

2. ФОРМИРОВАНИЕ ВСЕСТОРОННЕ РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ УСИЛЕНИЕ РОЛИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ С ЦЕЛЬЮ ПОДГОТОВКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО КОМПЕТЕНТНОГО СПЕЦИАЛИСТА В ОБЛАСТИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА.(Обзор мероприятий, проведенных в рамках недели цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин №1)

 3. МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИИ ПО ИТОГАМ ПРОХОЖДЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ УЧАЩИМИСЯ ГРУППЫ 25 ОТДЕЛЕНИЯ «УПРАВЛЕНИЕ В АПК»

 1. АТТЕСТАЦИЯ  ПЕДАГОГИЧЕСКИХ  РАБОТНИКОВ  НА ПРИСВОЕНИЕ И ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ

Квалификационный экзамен при прохождении аттестации на       присвоение и подтверждение высшей квалификационной категории, проводится в соответствии с «Инструкцией о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования)», утвержденной Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.2012 № 101

Целью проведения квалификационного экзамена является      независимая экспертная оценка научно-теоретической и методической подготовки педагогических работников.

Основными задачами квалификационного экзамена являются:

  • определение уровня профессионального мастерства педагогического работника, который достигнут после получения предыдущей квалификационной категории;
  • определение соответствия научно-теоретической и методической подготовки педагогических работников требованиям, предъявляемым к специалистам высшей категории;
  • стимулирование роста профессионального мастерства педагогических работников, развитие их творческой инициативы;
  • овладение передовым педагогическим опытом;
  • включение педагогических работников в исследовательскую     деятельность.

1.1.  УСЛОВИЯ ДОПУСКАПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА К СДАЧЕ КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА

В соответствии с Инструкцией о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования), утвержденной Постановлением Министерства  образования  Республики Беларусь от 22.08.2012 г. № 101 обязательными условиями допуска педагогического работника к сдаче квалификационного экзамена на присвоение (подтверждение) квалификационной категории являются:

Ø  соответствие полученного образования квалификационным требованиям;

Ø  наличие стажа работы (кроме случая, который предусмотрен пунктом 20 данной Инструкции) в соответствии с частями первой – четвертой пункта 19 данной Инструкции;

Ø  усвоение содержания образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов в сроки, предусмотренные законодательством (один раз в пять лет).

Предоставляемые претендентами документы до начала экзамена: 

  1. Направление на сдачу квалификационного экзамена, выданное учреждением образования или органом управления образования (по установленной форме).
  2. Копия диплома о высшем педагогическом (инженерно-педагогическом) образовании.
  3. Копия диплома о переподготовке с присвоением педагогической квалификации (при отсутствии высшего педагогического или инженерно-педагогического образования).
  4. Копия свидетельства о повышении квалификации за последние 5 лет.

Описание опыта педагогической деятельности

(не более 12 страниц без приложения) представляется

по прибытию на экзамен.

Документы направлять по адресу:

220070, г.Минск, ул. Ваупшасова,23, к.224д, деканат.

Тел. для справок по вопросам сдачи экзамена на высшую

 квалификационную категорию:

24 65 19

 

1.2.   ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ И ПРИЕМ КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА

Для сдачи квалификационного экзамена из числа экзаменующихся формируются группы наполняемостью 10-12 человек. Возможно объединение в группы экзаменуемых по двум смежным образовательным областям (направлениям деятельности) при проведении экзамена на подтверждение высшей квалификационной категории.

Приказом ректора за 2 недели до проведения квалификационного экзамена при прохождении аттестации на подтверждение высшей квалификационной категории утверждается количественный и персональный состав квалификационных комиссий. Данным приказом определяется секретарь квалификационной комиссии.

На квалификационном экзамене педагогическому работнику выдаются экзаменационные листы со штампом учреждения образования, в которых сдающие квалификационный экзамен делают записи. Экзаменационные листы после проверки подписываются всеми членами квалификационной комиссии.

Перед началом квалификационного экзамена председателю квалификационной комиссии выдается экзаменационная ведомость. Результаты квалификационного экзамена фиксируются в экзаменационной ведомости оценками: «сдал(а)», «не сдал(а)». Экзаменационная ведомость подписывается председателем квалификационной комиссии и всеми членами квалификационной комиссии.

Во время проведения квалификационного экзамена ведется протокол заседания квалификационной комиссии.

В случае успешной сдачи квалификационного экзамена экзаменуемому выдается выписка из протокола заседания квалификационной комиссии соответствующего образца за подписью руководителя  учреждения образования. Выдача педагогическому работнику выписки из протокола заседания квалификационной комиссии о сдаче квалификационного экзамена фиксируется в ведомости.

Пакет документов квалификационного экзамена (копия приказа о проведении квалификационного экзамена, направления на сдачу квалификационного экзамена, протокол заседания квалификационной комиссии, ведомость на получение выписки из протокола заседания квалификационной комиссии, экзаменационная ведомость, оценочные листы, проверенные письменные работы), представляется в деканат в течение двух дней после окончания квалификационного экзамена. Срок хранения экзаменационных материалов 5 лет.

Квалификационный экзамен при  прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории проводится в течение 2 (двух) дней, на подтверждение высшей квалификационной – в течение одного дня.

Квалификационный экзамен при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории состоит из двух частей: письменной (2 задания) и прием квалификационного экзамена.

ПИСЬМЕННАЯ ЧАСТЬ

Первое задание письменной части квалификационного экзамена направлено на оценку уровня научно-теоретической и методической подготовки в соответствии с требованиями, предъявляемыми к специалистам высшей категории.

Программа первого задания письменной части квалификационного экзамена включает следующие разделы:

Ø нормативные правовые акты, регламентирующие педагогическую деятельность, организацию образовательного процесса по реализации конкретных образовательных программ;

Ø современная теория и методика обучения и воспитания;

Ø современные технологии, методы, приемы, средства обучения и воспитания, социально-педагогической поддержки и психологической помощи, коррекционной работы.

Программа первого задания письменной части квалификационного экзамена, список рекомендуемой литературы разрабатываются сотрудниками структурных подразделений РИПО и размещаются на сайте для общего доступа.На выполнение первого задания письменной части отводится 2 (два) академических часа.

Оценка письменной части вносится в экзаменационную ведомость.

Второе задание письменной части квалификационного экзамена направлено на оценку уровня профессиональной деятельности педагогического работника. Экзаменуемый проектирует фрагмент педагогической деятельности исходя из направлений опыта собственной педагогической деятельности. Задание для проектирования предлагает квалификационная комиссия. На выполнение второго задания письменной части отводится 2 (два) академических часа.

ПРИЕМ КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА

Во время приема квалификационного экзамена претендент на высшую квалификационную категорию устно защищает опыт собственной педагогической деятельности на основе разработанного во время письменной части квалификационного экзамена фрагмента.

Описание опыта педагогической деятельности представляется в квалификационную комиссию в соответствии с установленными требованиями.

Квалификационный экзамен при прохождении аттестации на подтверждение высшей квалификационной категории направлен на оценку уровня профессиональной деятельности педагогического работника в соответствии с требованиями, предъявляемыми к специалистам высшей категории. Он состоит из письменной части и приема квалификационного экзамена.

Во время письменной части экзаменуемый проектирует фрагмент педагогической деятельности исходя из направлений опыта собственной педагогической деятельности. Задание для проектирования предлагает квалификационная комиссия. На выполнение письменной части отводится 2 (два) академических часа.

Во время приема квалификационного экзамена претендент на подтверждение высшей квалификационной категории устно защищает опыт собственной педагогической деятельности на основе разработанного во время письменной части квалификационного экзамена фрагмента.

Описание опыта педагогической деятельности представляется в квалификационную комиссию в соответствии с установленными требованиями.

 

ТРЕБОВАНИЯ К ПРЕДСТАВЛЕНИЮ И ЗАЩИТЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ВО ВРЕМЯ КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА

Представленные в квалификационную комиссию материалы по  описанию опыта педагогической деятельности на присвоение (подтверждение) высшей квалификационной категории, составляются самим претендентом. Материалы должны содержать описание системы или отдельных компонентов деятельности педагогического работника в обобщенном виде, конкретные примеры деятельности, доказательства результативности опыта при решении педагогических задач.

ПРИ ОЦЕНКЕ ПРЕДСТАВЛЕННОГО ПИСЬМЕННОГО ОПИСАНИЯ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВО ВРЕМЯ ЕГО ЗАЩИТЫ УЧИТЫВАЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ПОКАЗАТЕЛИ:

Ø Согласованность целей, задач, прогнозируемого результата с заявленной проблемой:

  • обоснование актуальности проблемы собственной педагогической практики;
  • конкретность, диагностичность поставленной цели;
  • направленность задач на реализацию цели;
  • отражение степени достижения поставленной цели.

Ø Сущность опыта:

  • степень обобщения и систематизации представленных материалов;
  • конкретизация опыта разработанными автором материалами;
  • описание алгоритма деятельности автора при реализации опыта;
  • обоснование (теоретическое и практическое) опыта, качество приложений.

Ø Результативность, эффективность опыта:

  • выделение критериев и показателей оценки результативности опыта;
  • доказательность результатов;
  • определение условий, способствующих и ограничивающих применение образовательного продукта (опыта) и перспективы его развития.

Ø Методический уровень описания опыта:

  • ценность опыта для других педагогических работников (доступность и логичность описания опыта);
  • подготовленность опыта для распространения в педагогической среде.

Ø Защита опыта на основе разработанной на экзамене модели (фрагмента) занятия:

  • эффективность, качество разработанной модели (фрагмента) занятия;
  • проявленность опыта автора в разработанной модели (фрагменте) занятия.

ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА ОПИСАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

1 ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

1.1. НАЗВАНИЕ ТЕМЫ ОПЫТА Использование средств, приемов, методов и т.п. в образовательной практике.

1.2. АКТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА Противоречия, затруднения, проблемы, встречающиеся в массовой образовательной практике.

1.3. ЦЕЛИ ОПЫТА Развитие способностей, качеств, знаний, умений, навыков обучающихся определенными педагогическими средствами в конкретной образовательной ситуации.

1.4. ЗАДАЧИ ОПЫТА Отражение последовательности действий по достижению цели.

1.5. ДЛИТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ НАД ОПЫТОМ Продолжительность работы, этапы.

2 ОПИСАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОПЫТА

2.1. ВЕДУЩАЯ ИДЕЯ ОПЫТА Выделение наиболее главного, существенного в деятельности автора, акцент на выделенный конкретный аспект деятельности.

2.2. ОПИСАНИЕ СУТИ ОПЫТА

2.2.1. Отражение в общем виде методических и педагогических аспектов опыта – что защищается и как применяется. Желательно представить научную основу опыта, но описывать только те положения, методы и приемы, которые используются в данной работе.

2.2.2. К какому компоненту педагогической системы относятся данные исследования (определение целей содержания; подходы к построению, отбору, структурированию содержания; организация познавательной деятельности обучающихся; определение эффективных методов обучения и воспитания, поиск средств обучения и воспитания, коррекционной работы, контроля и др.).

2.2.3. Отражение педагогического опыта в системе: какие компоненты его составляют, какие взаимосвязи между ними существуют.

2.2.4. Отражение  последовательности действий при применении основных приемов, форм, средств в контексте общей логики опыта, алгоритм деятельности обучающихся, поэтапные действия учителя.

2.2.5. Конкретизация материала через примеры каждого компонента системы опыта, фрагменты занятий, уроков, пособий и др.

2.2.6. Основные этапы формирования данного опыта, их преемственность.

2.3. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОПЫТА

2.3.1. Определение критериев для диагностирования успешности данного опыта, представление методики описания и подсчета результатов.

2.3.2. Доказательность результативности посредством конкретных примеров со ссылкой на материалы приложения.

2.3.3. Определение условий, позитивно и негативно влияющих на  эффективность и результативность данного опыта.

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

3.1 Конкретные выводы и предложения, вытекающие из опыта.

3.2 Перспектива дальнейшего совершенствования данного опыта и своей профессиональной практики.

3.3 Рекомендации по использованию педагогического опыта в деятельности других педагогов, возможности его применения в массовой практике.

3.4 Собственные статьи, выступления с данным опытом в педагогических аудиториях.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Технологические карты, планы-конспекты уроков, занятий, мероприятий.

Приложение 2. Список публикаций автора по теме опыта.

Приложение 3. Примеры дидактических материалов, анкет, опросников и т.д.

ТРЕБОВАНИЯ

К ОФОРМЛЕНИЮ  ОПЫТА

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 Экзаменуемый предоставляет авторскую методику или опыт педагогической деятельности в объеме не более 12 страниц (без приложения). Количество страниц в приложении – до 10. Материалы предоставляются в бумажном варианте и на электронном носителе. Правила оформления материалов: шрифт – TimesNewRoman, размер 14 пт, междустрочный интервал – 1,5; параметры страниц: левое поле – 3, правое поле – 1, верхнее и нижнее поля – 2, отступ первой строки – 1,25; текст печатается без сокращений, кроме общепринятых аббревиатур.

Оформление литературы – согласно Инструкции по оформлению диссертации, автореферата и публикаций по теме диссертации, утвержденной постановлением Президиума Государственного высшего аттестационного комитета Республики Беларусь от 24 декабря 1997 г. № 178 (в редакции Постановления ВАК РБ 15.08.2007 № 4). Страницы нумеруются внизу справа, первый лист не нумеруется. На первой строке по центру – инициалы и фамилия автора. На следующей строке название опыта заглавными буквами жирным шрифтом. На строке после названия опыта – название организации и координаты для связи с автором. Основной текст начинается через одну пропущенную строку.

Образец оформления титульного листа:

Петров Сергей Иванович

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ МЕТОДИКИ

ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ

Государственное учреждение  образования

«Межшкольный учебно-производственный

комбинат трудового обучения и

профессиональной ориентации № 2 г. Гродно»

 8 (0152) 50-27-76, e- mail…

2013 г.

 

 

КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ

ПРЕДСТАВЛЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА НА КВАЛИФИКАЦИОННОМ ЭКЗАМЕНЕ

 

п/п

Критерии Показатели Баллы
 

1

 

Согласованность целей, задач, прогнозируемого результата с заявленной проблемой

1
2
3
Цель деятельности, представленной в опыте, направлена на решение актуальной проблемы собственной педагогической практики, поставлена конкретно и диагностично; задачи направлены на реализацию цели;  результат деятельности отражает степень достижения 4
 

2

 

Сущность опыта

1
2
3
Создан авторский продукт (система методов, форм, средств, приемов, технологий обучения и воспитания, подходов к отбору содержания), обеспечивающий достижение запланированных результатов. Опыт представлен технологично (четкий алгоритм действий) 4
 

3

 

Результативность, эффективность

1
2
3
Выделены в полном объеме конкретные, взаимосвязанные показатели результативности. Доказана результативность, эффективность  деятельности на конкретных примерах. Определены условия, способствующие и ограничивающие применение образовательного продукта и перспективы развития опыта 4
 

4

 

Методический уровень описания опыта

1
2
3
Опыт описан в обобщенном виде (четко выделяется транслируемое ядро), в форме, пригодной для распространения в педагогической среде. Автор приводит рекомендации по использованию опыта другими педагогами 4
 

5

 

Защита опыта на основе разработанной на экзамене модели (фрагмента)педаго-гической деятельности (занятия)

0
2
8
Модель (фрагмент) педагогической деятельности (занятия) убедительно доказывает свободное владение автором содержанием представленного опыта в различных педагогических ситуациях. Модель (фрагмент) педагогической деятельности (занятия) подтверждает результативность, эффективность опыта 16

ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ АТТЕСТАЦИИ НА ПРИСВОЕНИЕ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ

На основании направлений, поступивших от организаций системы образования, отделов (управлений) образования местных исполнительных и распорядительных органов, в соответствии сИнструкцией о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования и Методическими рекомендациями о порядке проведения квалификационного экзамена ГУО «Академия последипломного образования» организует квалификационные экзамены при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории для групп претендентов в количестве 10-12 человек в соответствии с примерным календарным графиком.

Прибытие участников на квалификационный экзамен осуществляется на основании официального письма-приглашения, которое высылается в учреждения образования.

Претендент на высшую квалификационную категорию, приглашенный для сдачи квалификационного экзамена, должен иметь при себе иметь: паспорт, описание опыта педагогической деятельности на бумажном и электронном носителях, свидетельство о прохождении последнего повышения квалификации, сертификат пользователя информационных технологий (при наличии) и другие материалы, подтверждающие результативность педагогической деятельности.

Содержание заданий определяется программами квалификационного экзамена по направлениям педагогической деятельности.

Квалификационный экзамен при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории проводится в течение двух дней и состоит из двух этапов.

Первый этап направлен на оценку уровня научно-теоретической и методической подготовки в соответствии с требованиями, предъявляемыми к специалистам высшей категории и, как правило, проводится в письменной форме. На выполнение заданий первого этапа квалификационного экзамена отводится два академических часа.

Оценка первого этапа квалификационного экзамена осуществляется в баллах за правильно решенные задачи, выполненные тесты, раскрытие вопросов и вносится в экзаменационную ведомость.

Максимально возможное количество баллов за первый этап – 32, из них:

инвариантный блок – тест (10 вопросов) на определение общепрофессиональной педагогической компетентности – 10 баллов;

вариативный блок – тесты, вопросы, задания на знания по основным нормативным правовым актам, регламентирующим организацию образовательного процесса по реализации конкретных образовательных программ, теории и содержанию преподаваемого предмета или реализуемого направления педагогической деятельности, современных технологий, методов, приемов, средств обучения и воспитания, социально-педагогической поддержки и психологической помощи – 22 балла.

Соответственно, педагогический работник имеет возможность получить 32 балла за первый этап квалификационного экзамена.

Второй этап квалификационного экзамена направлен на оценку уровня профессионально-практической компетентности педагогического работника. Экзаменуемому предлагается конкретное задание по проектированию фрагмента педагогической деятельности (урока, занятия и т.д.) на основе предварительно представленного комиссии собственного профессионального опыта.

Члены квалификационной комиссии оценивают представленный опыт педагогической деятельности в соответствии с критериями, представленными в Методических рекомендациях о порядке проведения квалификационного экзамена. Максимально возможный балл при оценке опыта педагогической деятельности – 16.

Претендент на высшую квалификационную категорию в устной форме (10-15 минутном докладе) представляет спроектированный по заданию экзаменационной комиссии фрагмент педагогической деятельности, раскрывает специфику применения представленного опыта в конкретной образовательной ситуации (эпизоде образовательного процесса) и т.д.

Модель (фрагмент) образовательной деятельности (занятия), который  убедительно доказывает свободное владение автором содержанием представленного опыта в различных педагогических ситуациях и  подтверждает результативность, эффективность опыта оценивается в 16 баллов.

Таким образом, максимально возможный результат за оба этапа квалификационного экзамена составляет 64 балла.

Экзамен считается успешно сданным при результирующей сумме не менее 48 баллов, что составляет 75% от максимально возможного количества баллов.

Максимально возможные баллы при оценивании отдельных этапов квалификационного экзамена при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории представлены в таблице

 

Оценка этапов

квалификационного экзамена при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории

 

1 этап 2 этап Общая сумма
Инвариантный тест

 

Письменная часть

 

Сумма за1 этап

 

Согласованность целей, задач, прогнозируемого результата с заявленной проблемой Сущность опыта Результативность, эффективность Методический уровень описания опыта Защита опыта на основе разработанной на экзамене модели (фрагмента) образовательной деятельности (занятия) Сумма за 2 этап
Максимально возможное количество баллов 10 22 32 4 4 4 4 16 32 64

 

3. МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИИ ПО ИТОГАМ ПРОХОЖДЕНИЯТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ УЧАЩИМИСЯ  ГРУППЫ 25 ОТДЕЛЕНИЯ «УПРАВЛЕНИЕ В АПК»

 

3.1.         ПЛАН КОНФЕРЕНЦИИ

Цели:

— подведение итогов прохождения технологической практики;

— мобилизовать учащихся на осознанный подход к процессу осваивания знаний, умений и навыков на учебных занятиях с целью дальнейшего их использования в будущей профессиональной деятельности.

Дата проведения: 11.12.2014

Место проведения: актовый зал колледжа

Время проведения: 16.00

План конференции

  1. Вступительное слово преподавателя Хаткевича В.А.
  2. Выступление учащихся 25 группы:

— Яковлев Е. – ОАО «Шкловский райагросервис» г.Шклов

— Кирпиченок Н. – КУСХП «Глыбочаны» Ушачского района

— Латышев А. – РСУП им. МашероваСенненского района

— Барейша Д. – УСХП «Чашникское» Чашникского района.

— Риваненко А. – ОАО «Оршанский райагросервис» Оршанского района

  1. Выступление главного экономиста УСХП «Смольяны» Оршанского района Волосач Н.В.
  2. Результаты анкетирования учащихся (преподаватель Хаткевич В.А.)
  3. Заключительное слово (председатель цикловой комиссии экономических дисциплин Павловская О.В.)

Преподаватель Хаткевич В.А.

Вступительное слово преподавателя Хаткевича В.А.

Здравствуйте уважаемые присутствующие. Сегодня проводится конференция по результатам прохождения производственной технологической практики учащимися, которые обучаются по специальности «Управление в АПК».

На конференции присутствует главный экономист УСХП «Смольяны» Оршанского района —  Волосач Наталья Викторовна.

В начале несколько слов о том, как было организовано прохождение производственной практики. Технологическая практика учащихся по специальности «Управление в АПК» проходила в 2 этапа:

— 1 этап —  с 7 августа по 23 сентября в сельскохозяйственных организациях

— 2 этап —  с 24 сентября по 15 октября в колледже

 По итогам каждого из этапов учащиеся оформляли и сдавали отчет. При прохождении 1 этапа практики учащимся необходимо было изучить: показатели экономического развития предприятия, технологические схемы производства продукции растениеводства и животноводства, вопросы нормирования и оплаты труда, организацию работы агрономической, зоотехнической, бухгалтерской и экономической служб предприятия, порядок проведения анализа и планирования производственных показателей, вопросы охраны труда. Так же программа практики предполагает работу учащихся дублером бригадира, специалиста экономической службы и специалиста бухгалтерской службы. Поэтому наряду с отчетом о прохождении практики учащиеся представляли ряд документов, таких как: должностные инструкции специалистов, копии «Положения об оплате труда предприятия», копии «Инструкций по охране труда», отзыв руководителя практики от предприятия, что учитывалось при выставлении отметки за прохождение 1 этапа практики. На 2-ом этапе — проводимом в колледже, учащиеся выполняли решение производственных ситуаций по обоснованию производственных показателей бизнес-плана развития коммерческой организации по материалам базовых хозяйств.

По результатам двух этапов прохождения практики сложились следующие результаты успеваемости учащихся: отметку «девять» получили 2 учащихся или 9.4%, отметку «восемь» — 3 учащихся или 14.2%, отметку «семь» — 9 учащихся или 43.2%, отметку «шесть» — 3 учащихся или 14.3%, отметку «пять» — 4 учащихся или 18.8%. Качественная успеваемость составила 66.9%.

На конференции сегодня выступят учащиеся 25 группы: Яковлев Евгений, Барейша Диана, Кирпиченок Нина, Латышев Алексей, Риваненко Александр. Учащиеся расскажут о тех предприятиях в которых они проходили практику, познакомят с имеющейся на территории предприятия социальной инфраструктурой, охарактеризуют их уровень производственно-финансового состояния. Если у присутствующих возникнут вопросы, пожалуйста задавайте выступающим после завершения их доклада.

Открывает конференцию учащийся 25 группы Яковлев Евгений.

Доклад учащегося 25 группы Яковлева Е.

Я проходил практику в открытом акционерном обществе «Шкловский агросервис».

Адрес предприятия: Могилевская область, г. Шклов, ул. Колхозная, д. 56. Директор – Тонкий Валерий Сергеевич

 Открытое акционерное общество «Шкловский агросервис» создано на основании решения Шкловского районного исполнительного комитета от 28 февраля 2003 года N 5-15 путем присоединения к ОАО «Шкловская райагропромтехника» ОАО «Шкловский райагропромснаб», ОАО «Шкловская сельхозхимия» и ОАО с изменением названия общества на ОАО «Шкловский агросервис». В 2004 году к ОАО»Шкловскийагросервис» присоединили два закрытых акционерных общества «Уланово» и «Чернянское». Сельскохозяйственное предприятие зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 700032029.

Основной вид деятельности: разведение крупного рогатого скота, выращивание зерновых и зернобобовых культур. Прочие виды деятельности, осуществляемые предприятием: другие услуги по производству выращивания сельскохозяйственных культур, услуги автотранспорта, база минеральной химической продукции.

Предприятие реализует свою продукцию в таких пунктах как:

— Оршанский мясо-консервный комбинат

— ОАО «Могилевский мясокомбинат»

— Шкловский молочный комбинат

— Льнозавод г. Шклова

— комбинат хлебопродуктов г. Могилева

Общая земельная площадь за 2013 год составила 5835 га. Существенных изменений по составу земельных угодий в период с 2012 по 2013 год не произошло.  Наибольший удельный вес в структуре сельскохозяйственных угодий занимает пашня 79,4% что говорит о высоком уровень распаханости земель. Уровень освоенности составляет 92,2%. т.е. это удельный вес с/х угодий в общей земельной площади.

За рассматриваемы период площадь посевов уменьшилась за счет сокращения повторных посевов, в частности однолетних трав. Так же произошло некоторое изменение в структуре посевных площадей.  Это связано в первую очередь с тем, что в отчетном году возобновили производство льнопродукции, так как был доведен гос. заказ на поставку данной продукции и в настоящее время в структуре посевных площадей лен занимает 1,3%. Так же в связи с трудностями реализации рапса на 80 га уменьшилась посевная площадь данной культуры. На 100 га увеличились посевные площади отводимые под возделывание озимых зерновых культур.

 Как вы видите из таблицы, численность работников уменьшилась на 3,3%. Это привело к увеличению нагрузки на 1 работника сельскохозяйственных угодий и пашни, которые в 2013 году соответственно оставила 45,2 и 35,9 га. Рост стоимости основных производственных фондов произошел в основном за счет переоценки фондов, которая проводится в начале каждого календарного года. Изменение численности работников и переоценка стоимости фондов привела к изменению показателей наличия и эффективности использования фондов.

 Изучив данную таблицу, мы установили, что в отчетном году произошло резкое снижение урожайности по зерновым культурам и рапсу. Технология производства и технологические операции выполнялись согласно агротехническим требованиям. Данное явление произошло из-за плохих погодных условия в 2013 году, но в целом уражойность с/х культур в ОАО «Шкловский агросервис» находится на достаточно хорошем уровне.

На следующем слайде вы можете видеть показатели животноводства. В 2013 году по стравнению с 2012 годом увеличилось поголовье дойного стада на 277 голов, но снизилось поголовье на выращивании и откорме на 66 голов. Продуктивность коров значительно снизилась. В связи с плохими погодными условиями были заготовлены корма не в полном объеме и более низкого качества.

Наибольший удельный вес в структуре товарной продукции в 2013 году занимают зерновые культуры и молоко. Отсюда следует что предприятие специализируется на производстве зерновых культур и молока. Так же значительное внимание уделяется мясному скотоводству и производству рапса. Эти 4 отрасли обеспечивают поступление наибольшей части денежной выручки в предприятие.

 В ОАО» Шкловский агросервис» имеется 24 трактора, 18 зерноуборочных комбайнов, 3 кормоуборочных комбайна, 11 грузовых автомобилей. Нагрузка площади на 1трактор составила 178 га, на 1зерноуборочныей комбайн 113 га.

Рентабельность производства без учета государственной поддержки составила -7,1%, с учетом государственной поддержки 10,1%. Рентабельными являются только 2 отрасли производство зерновых культур и производство молока. На мой взгляд что бы повысить доход необходимо искать новые рынки сбыта продукции по более высоким ценам. Использовать более продуктивные сорта в растениеводстве и рассчитать более питательный рацион кормления для животных, что бы повысить их продуктивность

Доклад учащейся 25 группы Кирпиченок Н.

     Производственную технологическую практику я проходила на предприятии КУСХП «Глыбочаны», Ушачского района.

    Организационно – экономической формой предприятия является КУСХП.

Предприятие было основано 15 декабря 2000 года приказом № 729.

Центром предприятия является а.гГлыбочка.

     На территории предприятия находится 27 населенных пунктов,крупнейшие из которых: а.гГлыбочка, д. Красное, д. Усвица, д. Усвея, д. Осиновки.

Расстояние от предприятия до районного центра 45 км.

До ближайшей железнодорожной станции 50 км

      Предприятие КУСХП «Глыбочаны» специализируется на производстве следующих видов продукции:

  1. Мясо КРС;
  2. Зерно;
  3. Молоко;
  4. Рапс.

   Пункты реализации продукции и расстояние до них:

  1. Зерно:

   — Витебский КХП — 120 км;

   — Полоцкий КХП – 75 км;

  1. Рапс:

   — Витебский МЭЗ – 120 км;

  1. Молоко:

   — Лепельский молочный комбинат – 70 км;

  1. Мясо КРС:

   — г. Глубокое -120 км;

    На территории предприятия расположены следующие объекты:

v Школа-сад;

v  Больница;

v  4 магазина;

v  Аптека;

v  Почта;

Общая земельная площадь составляет 6656 га. Площадь с/х угодий 4836 га. из которых 3241 га-пашня, 1595 га – луговые угодья т.е сенокосы и пастбища, уровень распаханности 67%, уровень освоенности 72,7 % , что является неплохими показателями.

За рассмотренный период площадь зерновых и з/бобовых культур уменьшилась на 344 га или 7 %. Площадь рапса на 54 га или 1%. За счет уменьшения посевов данных культур произошло увеличение площади многолетних трав на 145 га или 7 % и площади кукурузы на 10 га, что связано с уделением более высокого внимания развитию отрасли животноводства.

      В 2013 году по сравнению с 2012 годом снизилась урожайность зерновых культур на 1,7 ц/га и составила 92,3% от уровня прошлого года. Так же произошло уменьшение урожая овощей открытого грунта и многолетних трав на зелёную массу. А по таким культурам как рапс и кукуруза урожай увеличился по сравнению с прошлым годом на 30,9% и 30,8% соответственно. Урожай рапса в 2013 году составил 19,3 ц/га, что является не плохим показателем в условиях Ушачского района (средняя по району 11,2 ц/га)

   Урожайность сельскохозяйственных культур в 2014 году.

v Зерновые и зернобобовые – 24 ц/га

   (в массе после доработки)

v  Рапс – 20,1 ц/га

v  Овощи открытого грунта – 100 ц/га

v  Кукуруза на зеленую массу – 270 ц/га

       За рассматриваемый период не значительно увеличилось поголовье коров на 1,9 % или 9 голов и поголовье животных на выращивании и откорме на 2 % или 15 голов. Продуктивность коров уменьшилась на 14,6 % и составила в 2013 году 3547 кг, на 3 грамма снизился и среднесуточный прирост КРС на выращивании и откорме, это связано с тем что были заготовлены корма недостаточно высокого качества.

     Среднегодовая численность работников, занятых в с/х производстве в 2013 г. Составила 114 чел.

     В сельскохозяйственномпроризводстве было отработано 231000 часов

 в том числе: в растениеводстве -114000 часов

 в животноводстве – 117000 часов.

    В 2013 году производство продукции на 1 среднегодового работника составило 129649123 руб; на 1 чел/час 63983 руб

 в том числе в растениеводстве – 63974ру

 в животноводстве – 63991 руб.

      Валовая продукция сельского хозяйства в сопоставимых ценах составила – 14780 млн.руб

 в том числе в растениеводстве – 7293 млн.руб

 в животноводсве – 7487 млн.руб.

      В данной таблице представлена рентабельность отраслей растениеводства и животноводства. Самой рентабельной отраслью в предприятии является производство молока, так же прибыльным в хозяйстве является и производство зерновых культур. Убыточными отраслями являются мясное скотоводство и производство рапса. В целом по основному производству уровень убыточности составляет -0,02%. Во время прохождения практики руководителем предприятия была привлечена к выполнению работ в хозяйстве. В хозяйстве большое складское хозяйство и на время уборочной была назначена помощником заведующего тока. Оказывала помощь в заполнении учётных документов, осуществляла взвешивание автомобилей с зерном и так же заполняла необходимые документы. Так же в обязанности заведующего тока входило и начисление заработной платы работникам, которые находились в ее непосредственном подчинении. Оказывая помощь при начислении заработной платы, этим вопросом я заинтересовалась и более подробно изучила некоторые моменты «Положения об оплате труда» с предприятии.

     Повышающая оплата труда работников занятых в растениеводстве, устанавливается нанимателем до 300%. Кроме того, в целях материальной заинтересованности механизаторов в сокращении сроков проведения отдельных видов работ,а так же повышения производительности их труда применяется повышенная оплата труда за перевыполнение сменных норм выработки до 50%:

  1. Свыше 100-110% — 10%;
  2. Свыше 110-120% — 20%;
  3. Свыше 120-130% — 30%;
  4. Свыше 130-140% — 40%;
  5. Свыше 140% — 50%.

В случае неблагоприятных условий, при проведении весенне-полевых работ, норма выработки может быть снижена руководителем до 30%

      Размер увеличения расценки, в целях материального стимулирования и заинтересованности работников , устанавливаются в зависимости от следующих качественных параметров выполнения работ на уборке урожая, не превышая 300%:

v  за качество работ «хорошо» — до 100%;

                                       «отлично» — до 150%.

v  за перевыполнение нормы выработки – до 100%;

v  за сроки – до 90%;

      Оплата труда водителей при отвозке зерна производится по расценкам за тонну перевозимого зерна и дифференцируется по маркам автомобилей с учетом грузоподъёмности и расстояния перевозок. Повышения оплаты труда до 200%.                                          

Доклад учащегося 25 группы Латышева А.

Я проходил практику в Республиканском унитарном предприятии «Совхоз имени Петра МироновичаМашерова»

   Предприятие расположено в Сенненском районе Витебской области. На территории предприятия имеется 10 населенных пунктов.

Наиболее крупными являются:

Аг. Мошканы, д.Массоры, д.Обаль, д.Бельки, д.Рямшено.

  Основными пунктами реализации продукции являются:

           — Витебский молочный комбинат ОАО «Молоко»

           — ОАО «Витебский комбинат»

           — ОАО «Витебскхлебпром»

 На территории предприятия имеется 3 магазина, в одном из которых продается собственная продукция.

Мошканская средняя школа имени Петра МироновичаМашерова.

Мошканская больница

Зона отдыха Ля Лукоморья

Общая численность работников предприятия, включая наемный персона составляет 458 человек. 269 работников занято в отрасли животноводства, из которых 107 в молочном скотоводстве. Так же в предприятии 42 механизатора.

 За рассматриваемый период площадь сельскохозяйственных угодий в предприятии увеличилась на 142 гектара. Это произошло за счет того, что 83 гектара было передано предприятию от соседнего хозяйства, а так же были рекультивированы земли, которые не использовались для производства сельскохозяйственной продукции около 20 лет. Все вышеназванное, и то, что в 2013 году было распахано 170 гектар сенокосов привело к увеличению площади пашни на 311 гектар. Уровень освоенности земель в 2013 году составил 75.8%, а уровень распаханности – 75.1%.

По данным таблицы видно, что за рассматриваемый период уменьшилась посевная площадь зерновых и зернобобовых культур на 9.9% и рапса на 2.4%. Увеличились площади, отводимые под кормовые культуры: многолетних трав на 7.6%, кукурузы на силос на 3.3%. Площадь однолетних трав увеличилась в основном за счет повторных посевов.

 За рассматриваемый период снизилась урожайность зерновых культур, многолетних трав на сено. Увеличилась урожайность зернобобовых на 6.6%, рапса – на 23.2%, кукурузы на силос – на 80.6%. Но следует отметить, что урожайность сельскохозяйственных культур в предприятии находится на невысоком уровне. Объясняется это низким естественным плодородием почв.

 В данной таблице представлены показатели развития отрасли животноводства. Поголовье коров и КРС на выращивании за рассматриваемый период изменилось незначительно. А вот снижение продуктивности коров в 2013 году по сравнению с 2012 годом составило 903 килограммов. На 25 грамм увеличился среднесуточный прирост живой массы КРС.  Отрасль свиноводства в августе 2013 года полностью ликвидирована из-за африканской чумы свиней.

      В следующей таблице представлена структура товарной продукции предприятия. По данным таблицы можно сделать вывод, что предприятие специализировалось на производстве продукции животноводства, а работа отрасли растениеводства полностью подчинялась работе отрасли животноводства. Об этом свидетельствуют данные за 2012 год, в котором от отрасли животноводства было получено 97.1% всей выручки от реализации сельскохозяйственной продукции.  В 2013 году в структуре товарной продукции произошли определенные изменения. Основная причина, как уже отмечалось выше – африканская чума, в результате чего была ликвидирована отрасль свиноводства.  Та часть зерна, которая использовалась в качестве концентрированных кормов в данной отрасли была реализована и денежная выручка от продажи зерновых культур в 2013 году составила в структуре товарной продукции 26.7%. На перспективу предполагается следующая специализация предприятия: молочно-мясное скотоводство с развитой отраслью производства зерна.

       По данным таблицы видно, что практически все отрасли предприятия являются убыточными. Наиболее высокий уровень убыточности в отрасли мясного скотоводства (-49.5%) и производство рапса (-30.9). Единственной прибыльной отраслью является молочное скотоводство, но показатель рентабельности невысокий, всего +1.04%.                               

Доклад учащейся 25 группы Барейша Д.

     Технологическую практику я проходила в КУСХП «Чашникское», Витебской области. Предприятие было создано 18 мая 2005 года.

      На территории предприятия расположено 28 населенных пунктов. Наиболее крупные из них: Б. Смольянцы, Дубинцы, Боровые, Примачино, М. Смольянцы, Вишковичи и Почаевичи.

       Центром хозяйства является а.г Ольшанка Чашникого района, который расположен на расстоянии 9 км от районного центра. На территории агрогородка имеется Дом культуры, дет.сад, магазин.

До ближайшей ЖД станции 12 км.

    Вблизи агрогородка проходит магистраль Витебск-Новолукомоль и Орша-Лерель.

Предприятие осуществляет следующие виды деятельности:

  • Выращивание зерновых;
  • Производство молока;
  • Выращивание КРС;

Наибольший удельный вес в структуре товарной продукции занимает продукция молочного скотоводства, затем отрасль производства зерновых культур и продукция мясного скотоводства.

Предприятие имеет высокий уровень специализации, так как коэффициент специализации составляет 0,6.

      На данном слайде представлены состав и структура землепользования. Из данных таблицы видно, что за 2 последних года общая земельная площадь изменилась на 18 га. Наибольший удельный вес в структуре с/х угодий занимает пашня – 50,5%. Также достаточно высокий уровень освоенности земель – 82%, а уровень распаханности – 50,5%. Что говорит о том что практически половину с/х земель занимают луговые угодия.

     Уровень состояния и развития отрасли растениеводства характеризуют такие показатели как размер и структура посевных площадей, урожайность культур. В данной таблице представлена структура посевных площадей в КУСХП «Чашникское» за 2013 год. Наибольший удельный вес занимают из товарных-зерновые культуры- 41,2%, рапс 9,3%, из кормовых: кукуруза 43,9%, многолетние травы 5,6%. Небольшой удельный вес посевов многолетних трав в структуре посевных площадей объясняется тем, что основная часть травянистых кормов производится на луговых угодиях.

      На данном слайде представлена урожайность с/х культур на предприятии, за последний год. Урожайность зерновых культур, рапса в предприятии находится на среднем уровне и объясняется это в первую очередь низким естественным плодородием земель в частности пашни.

      Для анализа отрасли животноводства рассмотрим поголовье и продуктивность животных.поголовье коров в 2013 году по сравнению с 2012 увеличилось на 27 голов исоставило 1008 голов. Поголовье КРС на выращивании и откорме так же за рассматриваемый период незначительно увеличилось. Возросла продуктивность животных:

— дойного стада на 4.1%

— откормочного поголовья на 2.9%

     Продуктивность животных в предприятии находится на достаточно высоком уровне. Всё выше изложенное говорит о том, что в данной с/х организации уделяется большое внимание развитию отраслей молочного и мясного скотоводства. На территории предприятия расположено 11 животноводческих ферм, из них 6 молочно-товарных, 4 по откорму и доращиванию животных, 1 которая специализируется на выращивании мясной породы животных – герефордов.

      На предприятии реконструировано 7 ферм, установлено 3 тентовых арочника для молодняка и сухостоя на 200 голов каждый.

      Благодаря модернизации изменился внешний вид ферм, а также в хозяйстве продолжается совершенствования технологий молочного животноводства.

     Также за счет областного бюджета были закуплены необходимые стройматериалы для возведения фермы на 800 голов в д. Шелковщина.

      На ферме «Почаевичи»  КУСХП «Чашникское» реконструировано 2 здания. За счет новой кровли увеличена кубатура помещений, уставлены молокопровод , кормовые столы, индивидуальные поилки, система навозоудаления. Также возведены пристройки в которых  размещается молочное оборудование, бытовые комнаты, санузлы, душевые.

     Реконструкция фермы позволила не только заметно улучшить качество молока но и значительно облегчила труд доярок. Если раньше на дойку затрачивалось 2,5 часа, то теперь-1 час 20 минут. При этом количество содержащихся здесь коров увеличено с 300 до 400. Рядом возвели арочник для молодняка и таким образом численность скота на этом комплексе составит 600 голов.

      Последние 4 года в КУСХП «Чашникское» активно разводят крупный рогатый скот мясной породы герефорды. В хозяйстве уже 270 животных, далёкие предки которых были выведены в 18 веке в Англии.  Благодаря герефордам на предприятии вышли на положительную рентабельность: в прошлом году она составила 1,8%, в этом 2,1%. В отличии от собратьев чёрно-пестрой породы герефорды не прихотливы в кормлении, им требуется меньше концентратов для их выпаса необязательно использовать культурные пастбища, подходят и неудобицы.  Ежесуточный привес герефордов составляет 1кг и выше. Кондиционный вес в 400 кг они достигают за 14-15  месяцев. Сейчас на откорме находится 60 животных.

      В предприятии «Чашникское» средний удой от коровы поитогом 9 месяцев 2014 г. вырос к уровню прошлого года на 560 кг и составил 4474 кг молока.

      Местный рекорд достигнут на МТФ №2 в д.Почаевичи. Здесь прирост за аналогичный период- 1153 кг. Это стало возможным благодаря рациональному использованию кормов, надлежащему уходу за коровами и другим известным профессионалам составляющим.

       Для анализа ресурсов предприятия рассмотрим показатели использования  трудовых ресурсов, которые являются одними из основных показателей экономической эффективности производства с/х предприятий.  Среднегодовая численность работников занятых в с/х производстве составила 231 человек. Из них 115 рабочих обслуживающих животноводство, 54 обслуживающих молодняк, 60 обслуживающих молочное стадо, 24 оператора машинного доения, 20 трактористов-машинистов, 11 водителей грузовых автомобилей, 12 занятых на конно-ручных работах и 6 рабочих ремонтных мастерских.Всего в сельском хозяйстве было отработано 473 тыс. чел/часов, из которых 143 тыс. в растениеводстве и 330 тыс. в животноводстве.Производство валовой продукции с/х на одного среднегодового работника, занятого в с/х производстве составило 233259740 руб. На 1 чел-час сумма составила 113918 рублей, в том числе:

  • в растениеводстве-142329 руб.
  • в животноводстве-101606 руб.
  • Приходится на 1 с.г. работника с/х угодий – 35,8 га.

— пашни 22,1 га.

        Для полного анализа специализации КУСХП «Чашникское» рассмотрим состав и структуру товарной продукции за 2 последних года.

      Проанализировав данные был получен коэффициент специализации за 2 года в среднем — 0,6 это говорит о том, что предприятие имеет высокий уровень специализации. Главной товарной продукцией является молоко, которое имеет наибольший удельный вес в структуре товарной продукции и составляет 53,9%, а так же КРС в живой массе 42,1%, затем производство зерновых рапса и составляет 31,4 и 3,9 % соответственно

      В соответствии Декрета Президента РБ « О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношении, укрепление трудовой и исполнительной дисциплины». Тарифная ставка работникам, установлена на основе тарифной сетки, при заключении, изменении либо перезаключении контракта на новый срок повышается до 50% и образуют тарифную ставку.

      Действующая тарифная ставка первого разряда в обществе установлена в размере 275 000 рублей.

       Для повышения тарифных ставок по технологическим видам работ принимаются следующие коэффициенты:

  • Для рабочих, занятых настаночных работ и ремонте подвижного состава — 1.1
  • Для работников растениеводства и животноводства – 1.2
  • Для трактористов-машинистов 1.3
  1. Натуральная оплата труда механизаторов

Механизаторам работающим на комбайнах и иных уборочных агрегатах на уборке культур, выдается за выполнение сезонной нормы, установленной в хозяйстве до 5 центнеров зерна.

  • 2. Натуральная оплата труда работников животноводства

Работникам занятым в сфере животноводства за сохранность телят в возрасте до одного года – 95% — выдаётся премия в виде одного теленка, весом до 40 кг.

     На предприятии КУСХП «Чашникское» самая высокая рентабельность наблюдалась по производству молока и КРС в живой массе и составила 6,5 и 2,1% соответственно.

      Рентабельность по предприятию без учёта государственной поддержки составила 3,7%, что является не плохим показателем.

     Исходя из данных таблицы можно сделать вывод, что наиболее прибыльной является отрасль растениеводства, т.к рентабельность составляет 5,6%  в то время как рентабельность животноводства 2.9%.

                        Доклад учащегося 25 группы Риваненко А.         

     Я проходил производственную технологическую практику в ОАО «Оршанский Райагросервис».

     ОАО «Оршанский райагросервис» расположен в Оршанском районе Витебской области. Открытое акционерное общество «Оршанский райагросервис» создано в июне 2003 года путем слияния ОАО «Оршанский агропромснаб», ОАО «Оршанская сельхозхимия», ЗАО «Оршанское райагропромэнерго». Также имеются подсобные хозяйства расположенные в д. Борздовка  и д. Пищалово

     Основными видами деятельности ОАО «Оршанский райагросервис» являются механизированные работы и услуги, техобслуживание животноводческих ферм, а также сельскохозяйственное производство (продукция растениеводства и мясо-молочное животноводство).

 Пункты реализации продукции

Молоко – Оршанский молокозавод

Мясо КРС – Оршанский мясоконсервный комбинат

Зерно – Оршанский комбинат хлебопродуктов

Рапс – Витебский маслоэкстракционный завод

 По данным таблицы видно, что площадь землепользования в 2013 году  изменилась по сравнению с 2012 годом  на 52 га это связанно с тем что земли были переданы другому хозяйству. Наибольший удельный вес в структуре  с/х угодий занимает пашня 75.6 % (2122га) в 2012 и 74.8 % 2013 Уровень расспаханности  составляет 74.8% Уровень освоенности 89%

      Одним из показателей который характеризуют уровень развития отросли растениеводства является структура посевных площадей.  Наибольший удельный вес в структуре посевов в 2012 году занимали зерновые и зернобобовые культуры —  61% , в 2013 году их площадь составила 1210 га, что на 105 га меньше чем в 2012 и в структуре посевных площадей их удельный вес составил 56.6%. Считается в условиях Витебской области оптимальным удельный вес зерновых культур в структуре посевов 55 – 60%.

  Площадь под посев льна в 2013 году увеличилась на 1.1 % по сравнению с 2012 и составила 100 га. Это связано с увеличением гос.  заказа на поставку льнопродукции.

Важным показателем характеризующим уровень развития отрасли растениеводства является урожайность сх. культур. За рассматриваемый период урожайность зерновых культур увеличилась на 13.2 % и составила 44.5 ц./га. Также произошло увеличение урожайности однолетних трав и кукурузы. Урожайность других культур за рассматриваемый период снизилась.

 За 2014 год самая высокая урожайность в хозяйстве из всех зерновых культур была получена по ячменю и составляла около 70 ц/га

      В данной таблице представлено численность поголовья и продуктивность животных. В 2013 году поголовье коров увеличилось на 61 голову и составило 376 гол но вместе с тем произошло снижение среднегодового удоя на 552 кг. Снижение удоя произошло в первую очередь за счет снижения качества производимых кормов. Поголовье КРС на выращивании и откорме уменьшилось на 52 головы, однако произошло увеличение среднесуточного прироста на 41г.

 Расход кормовых единиц на 1 ц молока и на 1 ц. прироста ж.м. КРС свидетельствует о том что корма в производственном подразделении используются недостаточно рационально, т. к. по норме при током уровне продуктивности для производства 1 ц. молока должно расходоваться 1.05 ц. к.ед . и на прирост живой массы животных должно составлять  9.4 ц к. ед.

 Следует отметить что развитию отрасли животноводства уделяется достаточное внимание т. к. данная отрасль является основным источником поступления денежных средств. Предприятие ставит задачу снизить затраты на производства продукции поэтому осуществлен ввод в эксплуатацию тентового арочника в котором содержится ремонтный молодняк КРС ив перспективе предполагается увеличить поголовье дойного стада. И для этого ведется строительство еще одного тентового арочника. Ввод в эксплуатацию таких сооружений позволит снизить амортизационные отчисления и затраты на ремонт зданий в отросли животноводства.

       Из представленных данных видно, что наибольший удельный вес в структуре денежной выручки за 2013 год занимает продукция растениеводства, а именно Зерновые и з/бобовые 42.2 %.  удельный вес в структуре товарной продукции выручка от реализации молока и КРС в ж.м. 28и 19 % соответственно. Можно сказать что предприятие специализируется на производстве зерновых культур с развитыми отраслями молочного и мясного скотоводства. Определенное значение в поступлении денежной выручки в предприятии имеет производство рапса. Коэффициент специализации составляет 0.3, что говорит о среднем уровне специализации предприятия.

Наиболее рентабельными отраслями являются производство зерновых культур и рапса. Производство льна является убыточным но уровень убыточности по данной отрасли за рассматриваемый период снизился. В целом отрасль растениеводства является прибыльной. Достаточно высокий уровень рентабельности зерна и рапса объясняется высокой урожайностью этих культур.

Отрасль животноводства   является убыточной причины были отмечены выше: нерациональное расходование кормов а также то что большая часть поголовья содержится в зданиях ферм 60-70-х годов постройки что приводит к увеличению затрат на ремонт. Ввод в эксплуатацию тентовых арочников и проведение мероприятий по более рациональному использованию кормов позволит снизить затраты на содержание животных и себестоимость продукции животноводства.

Рентабельность без учета государственной поддержки в  2012 году составила    0.6 %

Рентабельность с учетом государственной поддержки в  2012 году  6.1 %

Рентабельность без учета государственной поддержки в 2013 году   (минус)5.6 %

Рентабельность с учетом государственной поддержки 2013 году  0.3 %

Выступление главного экономиста УСХП «Смольяны»

Оршанского района Волосач Натальи Викторовны

В своем выступлении главный экономист УСХП «Смольяны» Волосач Наталья Викторовна рассказала о своем трудовом пути, назвала период в течепнии которого она работает в должности главного экономиста сельскохозяйственной организации.

Далее Волосач Н.В. ознакомила учащихся с показателями развития УСХП «Смольяны», специализацией предприятия, назвала численность работников, наличие земельных угодий, охарактеризовала организационно-производственную структуру предприятия.

Так же отметила сильные стороны докладов учащихся, посоветовала присутствующим учащимся на изучение каких дисциплин обратить особое внимание, ознакомила с функциями, которые выполняет экономист и работники бухгалтерской службы.

                                                   

Результаты анкетирования учащихся

Перед проведением конференции было проведено анкетирование учащихся. Анкета содержала следующие вопросы:

1 вопрос: Во время прохождения технологической практики в предприятии со специалистами каких служб Вы взаимодействовали?

 — результаты показывают, что 89% учащихся (судя по их ответам) – добросовестно прошли практику. Под руководством специалистов посещали производственные объекты, изучали их работу, т.е. видели процесс производства изнутри.

2 вопрос: Каких знаний и навыков Вам не хватало при прохождении технологической практики в условиях предприятия?

-33.3% учащихся ответили, что полученных знаний в колледже было достаточно для прохождения практики, но достаточно большой процент учащихся ответили, что им не хватало практической подготовки, а 19% учащихся отметили еще и недостаток теоретических знаний.

3 вопрос: Изучение каких тем (вопросов) программы технологической практики у Вас вызвали наибольшее затруднение?

— наиболее часто повторяющиеся ответы (Организация и оплата труда, анализ хозяйственной деятельности, планирование)

Полученные результаты по 2 и 3 вопросам в принципе были ожидаемы. Я даже предполагал, что процент учащихся, ответивших, что при прохождении практики в предприятии не хватало теоретических знаний и практических навыков будет намного большим. Это все связано с издержками учебного плана специальности «Управление в АПК», согласно которого технологическая практика начинается на 3 курсе, а изучение вопросов нормирования, оплаты труда, анализа хозяйственной деятельности, планирования начинается на четвертом курсе, уже после прохождения учащимися технологической практики.

4 вопрос: Назовите темы (вопросы), изучение которых Вы считаете наиболее важными для работы будущих специалистов с точки зрения экономической подготовки?

— наиболее повторяющиеся ответы учащихся (бухгалтерский учет, организация и оплата труда, анализ хозяйственной деятельности)

5 вопрос: Что Вы приобрели как будущий специалист в результате прохождения технологической практики в условиях предприятия?

— наиболее распространенные варианты ответов (усовершенствовали знания, полученные в колледже, приобрели небольшой опыт самостоятельной работы, усовершенствовали знания и умения по заполнению отдельных документов первичного бухгалтерского учета)

Заключение

В УО «Смольянский аграрный колледж» по специальности «Управление в АПК» в течении всего периода обучения предусмотрено проведение разных видов практики: учебной, технологической и преддипломной. Все виды практик сменяют и дополняют друг друга, являются составной частью образовательного процесса, направленного на формирование профессиональных качеств будущего специалиста.

Технологическую практику учащиеся проходят в сельскохозяйственных организациях. Успешность прохождения практики определяется тем, как учащийся относится к практическому обучению, его готовностью сотрудничать с другими людьми. Умением самостоятельно принимать решения, ответственно проходить к порученному делу, творческим отношением к будущей профессии.

В процессе практики объединяются теоретические и практические знания, умения и навыки. Учащиеся принимают участие в производственных процессах, участвуют в трудовой деятельности коллективов, знакомятся с новым оборудованием, техникой, технологическими процессами возделывания сельскохозяйственных культур и производства продукции животноводства, организацией работы вспомогательных и обслуживающих производств, совершенствуют знания по работе с документами первичного бухгалтерского учета, а так же ведут дневник и оформляют отчет о прохождении практики.

Технологическая практика дает учащимся возможность увидеть процесс производства, ознакомится с организацией нормирования и оплаты труда в предприятии, почувствовать себя в роли специалиста.

Дата публикации: 20.01.2018