Смольянcкий государственный аграрный колледж

Адрес:

улица Замковая 1, агрогородок Смольяны, Витебская область, п/и 211014, Республика Беларусь

Тел/факс:

8 (0216) 29-91-43

E-mail:

cgakppn@tut.by

previous arrow
next arrow
Slider

МЕТОДИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК №2

СЕГОДНЯ В ВЫПУСКЕ

1. ИСКУССТВО И МАСТЕРСТВО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ

1.1. Педагогическая функция преподавателя

1.2. Искусство и мастерство педагога

1.3. Характеристика современного преподавателя

1.4. Применение педагогических технологий в обучении

1.5. Технологизация учебного процесса

1.6. Педагогические технологии и педагогическое  мастерство.

2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ    УО «СМОЛЬЯНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

 

2.1. Использование приемов проектной методики в условиях практико-ориентированного обучения. (Из опыта работы преподавателя          цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин Деренговской Е.С.)

 

2.2. Создание здоровьесберегающей среды в учебном процессе, ориентированной на сохранение и укрепление физического, социального, психологического, нравственного здоровья учащихся. (Из опыта работы преподавателя физической культуры Папкова В.Н.)

 

2.3. Использование активных методов обучения в процессе    практико-ориентированного обучения.  (Из опыта работы преподавателя  цикловой комиссии  общепрофессионалных и специальных агрономических    дисциплин №2  Ковалевской Т.А.)

 

2.4. Формирование профессиональной компетенции будущего специалиста средствами метода анализа конкретных ситуаций (casestudy). (Из опыта   работы преподавателя цикловой комиссии экономических дисциплин Павловской О.В.)

 

2.5. Применение практико-ориентированных подходов в процессе модульного обучения с целью формирования у будущего специалиста полной готовности к профессиональной деятельности.(Из опыта работы преподавателя  цикловой комиссии  общепрофессионалных и специальных агрономических    дисциплин №1 Шинкевич Л.О.)

 

  1. ИСКУССТВО И МАСТЕРСТВО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ

1.1.   Педагогическая функция преподавателя

Попытаемся ответить на вопрос: что делает преподаватель, какими сло­вами выразить его главную педагогическую функцию?

Педагогическая функция — предписанное преподавателю направление применения профессиональных знаний и умений. Конечно же, главными направлениями приложения педагогических усилий являются обучение, обра­зование, воспитание, развитие и формирование учащихся. В каждом из них педагог выполняет множество конкретных действий, так что функции его часто спрятаны и не всегда подразумеваются явно. Все же, посмотрев в ко­рень педагогического дела, мы установим, что лежит в основе профессио­нальной деятельности преподавателя и выясним: что главная функция педагога — управление процессами обучения, воспитания, развития, формирования.

Не учить, а направлять учение, не воспитывать, а руководить процесса­ми воспитания призван преподаватель. И чем он отчетливее понимает эту свою главную функцию, тем больше самостоятельности, инициативы, свобо­ды предоставляет своим учащимся, используя интерактивные методы обуче­ния — дискуссию, «мозговой штурм», обучение в малых группах, в парах, дру­гие приемы по принципу «учащиеся учат друг друга». Настоящий мастер сво­его дела остается в учебно-воспитательном процессе как бы «за кадром», за пределами свободно осуществляемого учениками, а на самом деле — управ­ляемого педагогом выбора.

В педагогической теории исторически сложились два подхода к пони­манию учительского мастерства. Первый связан с пониманием методов педа­гогического труда, второй базируется на утверждении, что личности педаго­га, а не методу принадлежит ведущая роль в воспитании. Но поскольку метод неотделим от личности педагога, то никакого противопоставления тут нет, разница только в том, под каким углом зрения рассматривается мастерство ­– как метод через личность его реализующего или через личность педагога, реализующую метод.

Чтобы овладеть мастерством, надо многое знать и уметь. Надо знать законы и принципы воспитания, его слагаемые. Нужно уметь в совершенстве пользоваться эффективными технологиями учебно-воспитательного процес­са, правильно выбирать их для каждой конкретной ситуации, диагностиро­вать, прогнозировать и проектировать процесс заданного уровня и качества.

 

1.2.   Искусство и мастерство педагога

Мастерство педагога выражается, прежде всего, в умении так организовать учебный процесс, чтобы при всех, даже самых неблагоприятных условиях добиваться нужного уровня воспитанности, развития и знаний учащихс­я. Настоящий преподаватель всегда найдет нестандартный ответ на любой вопрос, сумеет по-особому подойти к учащемуся, зажечь мысль, взволновать его. Такой педагог глубоко знает свою дисциплину, перспективы развития той науки, основы которой преподает, он знает современную литературу, ново­сти культуры, спорта, умеет проанализировать международные события. Но одних знаний мало. Преподаватель может знать и любитьдисциплину, но не вла­деть умением донести свои знания до учащихся. Итак, мастер — это педагог, в совершенстве владеющий современными методами преподавания.

Можно ли этому научиться? Опыт многих педагогов — мастеров пока­зывает, что можно. Большинство преподавателей при желании и должных условиях в состоянии овладеть основными современными стратегиями обу­чения. Путь к этому нелегок, требует напряженной систематической работы. Изучение специальной литературы, самоанализ, посещение семинаров новых методов обучения, внедрение в собственную практику новых методов препо­давания.

Искусство педагога особенно проявляется в умении учить на уроках. Опытный педагог добивается от учащихся усвоения программного материала именно на занятии. Для него домашнее задание — это способ углубления, за­крепления, расширения знаний. Секрет успеха опытных педагогов состоит в умении управлять деятельностью учащихся. Преподаватель — мастер как бы дирижирует всем процессом образования знания, способен управлять рабо­той обучающихся, развивая их умение активно овладевать материалом.

Еще одним важным показателем мастерства является умение мотиви­ровать и активизировать обучаемых, развивать их способности, самостоя­тельность, пытливость. Преподаватель должен обладать мастерством застав­лять думать на занятии, используя разнообразные методы для активизации процесса обучения.Следующая составная часть педагогического мастерства — это умение эффективно проводить воспитательную работу в процессе обучения, фор­мировать у обучающегося высокую нравственность, чувство патриотизма, любовь к своей Родине, трудолюбие, самостоятельность.

Преподаватель, не владеющий мастерством, как бы навязываетзнания, не требуя рассуждения. Преподаватель — мастер умеет сделать корень познания не горьким, а сладким. Задача преподавателя — найти путь к выработкеположительных эмоций в самом процессе учения. Чаще всего это удается, если учебный процесс организован таким образом, что обучающийся в ре­зультате размышлений и совместного с товарищами поиска решения уче6­ной проблемы достигает успеха. Помогают и простые приемы: смена мето­дов работы, эмоциональность, активность педагога, интересные примеры, оcтpoyмныe замечания и т.п. Нельзя повторяться, нужно находить новые оригинальные способы. Эти приемы дают не только временный успех, они спо­собствуют росту симпатий к педагогу, решают главную задачу — вырабаты­вают устойчивый, постоянный интерес к дисциплине.

Суть педагогического мастерства — это своеобразный сплав личной культуры, знаний и кругозора преподавателя, его всесторонней теоретиче­ской подготовки с совершенным овладением приемами обучения и воспитания, техникой и передовым опытом.Одним из важных признаков педагогического мастерства является вы­сокий уровень педагогической техники педагога. Преподаватель — мастер, владея всем арсеналом педагогических средств, выбирает из них наиболее экономные и эффективные, обеспечивающие достижение запроектированных с оптимальными усилиями.

«Педагогическая техника, — читаем в «Педагогической энциклопедии» (1993), — это комплекс знаний, умений, навыков, необходимых педагогу для того, чтобы эффективно применять на практике избираемые им методы педа­гогического воздействия как на отдельных воспитанников, так и на коллектив в целом. Владение педагогической техникой является составной частью педа­гогического мастерства, требует глубоких специальных знаний по педагогике и психологии и особой практической подготовки».

Прежде всего, педагог должен владеть искусством общения с учащими­ся, умением выбирать нужный тон и стиль общения с ними, т.е. должен иметь индивидуальный подход к обучаемым. В отношении с обучаемыми не­обходимы простота и естественность. Нельзя говорить с учащимися, сбиваясь на искусственный тон назидательности, панибратства.

Составной элемент педагогической техники — умение воспитателя управлять своим вниманием и вниманием учащихся. Педагог постоянно име­ет дело с большой группой обучающихся со значительным количеством вы­полняемых ими операций, и все это не должно уходить из-под его контроля. Очень важным для педагога является и умение по внешним признакам пове­дения обучаемого определять его душевное состояние. Этого нельзя не учи­тывать при выборе педагогических приемов. Учет действительного психоло­гического состояния воспитанника в каждый момент составляет основу педагогического такта и занимает важнейшее место в педагогической деятельно­сти.

Многие исследования показывают, что педагогическое мастерство на­чинается со знания учебной дисциплины. Это знание науки и учебной дисциплины проявляетcя в следующем:

Ø знание полного объёма учебного курса;

Ø знание истории и современного развития науки;

Ø свободное раскрытие внутри — и межпредметных связей;

Ø свободнаяперекомпозиция учебного курса при необходимости;

Ø постоянное обновление содержания учебного курса по мере развития науки;

Ø свободное свертывание и развертывание содержания учебного курса в необходимых для этого случаях пределах;

Ø разнообразие ло­гической структуры учебной дисциплины;

Ø свободная вербализация учебного материала, т.е. изложение без опоры на текст лекции или конспект;

Ø наличие собственной позиции в изложении учебного курса;

Ø знание места учебной дисциплины в структуре учебного плана;

Ø профилирование (соотнесение с целя­ми обучения) учебного курса.

 Однако хорошее знание своей дисциплины недостаточно для успешной преподавательской деятельности. Ещё Чарльз Дарвин, вспоминая свои студенческие годы, говорил: «Лекции доктора Донкана — это нечто, о чём страшно вспоминать, лекции Джемсона по геологии и зоологии невероятно вялы. Единственный эффект, произведённый ими на меня, состоял в том, что я решился никогда в своей жизни не читать ни одной книги по геологии и ни за что не изучать этой науки». Заметьте, Чарльз Дарвин не говорит, что Джемсон плохой специалист в своей области, он говорит, что лекции «невероятно вялы» и даёт этим выражением очень ёмкую, хоть и краткую характеристику его методической, а следовательно и в целом педагогической бездарности.

Яркую картину трудного становления педагогического и методического мастерства нарисовал В.А. Якунин: «Если преподаватель будет прикован к тексту учебника или курса лекций (своего или что еще хуже — чужого), ни о каком педагогическом мастерстве не может быть и речи. Только с появлением свободы от текста преподаватель открывает себе возмож­ность для перехода к собственному педагогическому росту. Отрыв преподавателя от текста лекций равнозначен переходу человека к прямохождению, открывающему ему безграничные возможности и горизонты обзора окружающего мира. Теперь преподаватель в состоя­нии замечать, что перед ним сидят учащиеся и что они все разные; одни из них  слушают его, другие — нет. Одна часть учащихся что-то записыва­ет, а другая переводит с иностранного языка «тысячи»; часть девушек занимаются внешним видом, а другая дремлет или смотрит в окно. На экзаменах преподава­тель с ужасом открывает для себя, что время, проведенное им с учащимися потрачено впустую. Вот тогда он принимает решение или пере­строить учебный курс, или изменить методику преподавания, или ввести новые активные методы обучения, или включить в учебный курс эле­менты ТСО, или составить индивидуализированные учебные задания и т.п. Вскоре преподаватель начинает понимать, что надо «нажимать» не на запоминание большого объема знаний, а на обучение способам и приемам решения учебных задач или проблемных ситyаций. А это, в свою очередь, требует новых преобразований в структуре учебного курса и в организационных методах обучения. Далее преподаватель осознает,  что на занятиях работает больше он сам, а нужно наоборот. Введение и расширение доли самостоятельной работы, групповых методов обучения предполагает существенную перестройку собственной организаторской коммуникативной деятельности. Наступает время, когда преподаватель начинает обращать внимание на отношение к нему учащихся и на свое собственное отношение к ним. Из осознания взаимоотношений он от­крывает для себя, что наличие или отсутствие авторитета в глазах сучащегося — это дело его собственной головы и рук и для того, чтобы изме­нить к себе отношение учащихся в лучшую сторону, нужно, прежде всего, изменить себя и собственное отношение к ним. А начать, очевидно, следует с того, чтобы видеть в учащихся личность, замечать и понимать их интересы и трудности, вовремя оказать и организовать помощь, под­держать успехи, новые малые и большие оригинальные находки.

1.3. Характеристика современного преподавателя

 

Характеристиками современного методически компетентного препода­вателя являются:

— он занимается не только обучением других, но и постоянно заботится о своем самообразовании;

— его работа не будет ограничена только передачей информации, преду­смотренной учебной программой. Он будет побуждать учащихся к активному участию в процессе обучения, варьируя с этой целью применяемые методы. Для этого ему придется пересмотреть традиционную модель собственного поведения, он сам должен стать более интерактивным;

— преподаватель будет хорошо владеть информационными и педагоги­ческими технологиями, поскольку все новые формы и методы обучения бу­дут тесно с ними связаны;

— организация образовательного процесса потребует определенных на­выков общения, коммуника6ельности, гибкости, умения принимать само­стоятельные решения, критически оценивать результаты своей деятельности;

— в связи с развитием дистанционного образования, использованием се­ти интернет и увеличением круга потребителей таких форм обучения потребуются соответствующие специалисты-педагоги, способные их обучать.

В связи с информационным взрывом невозможно в учебных заведениях изучить все то, с чем реально придется столкнуться в будущем сегодняшнимучащимися. Усвоенная информация быстро стареет на фоне возникающей ла­вины новой информации. В этих условиях на первый план выходит умение самостоятельно усваивать и оценивать новую информацию и делать обосно­ванные выводы. Поэтому главной задачей в учебном процессе, вероятнее все­го, станет обучение тому, как научиться наиболее продуктивно учиться. И здесь напрашивающимся ответом будет овладение эффективными стратегиями развития мышления. Это требует затрат учебного времени на обмен умениями, дискуссию обучающихся и обратную связь.

Быстрые темпы социального и научно-технического прогресса создают объективные предпосылки для пересмотра теоретических основ и техно­логий системы массового образования, сложившихся в течение трёх сто­летий промышленной цивилизации. Мировая педагогическая наука, ин­тегрируя успехи психологии, кибернетики, теории управления, теории систем, других наук, находится сейчас в фазе активных инновационных процессов и даёт богатый выход в практику развития человеческих ресур­сов.

В системах образования развитых стран на рубеже тысячелетий проис­ходит преодоление ограниченности репродуктивного стиля обучения. Осуществляется переход к новым подходам, обеспечивающим познава­тельную активность и самостоятельность мышления, что является одним из стратегических направлений в модернизации образования. Так, про­фессиональное объединение педагогов США — Национальная ассоциация образования эту стратегию сформулировала следующим образом: «Цель, которая пронизывает и скрепляет все другие образовательные цели — общая нить — это развитие способности мыслить». Происходит переориента­ция образования с «содержания на процесс», т.е. с усвоения фактов на развитие мыслительных умений.

Известно, что творчество связано с созданием объективно новых цен­ностей в материальной и духовной сферах. До последнего времени счита­лось, что творческие способности определяются главным образом наследственностью и что обучить творчеству нельзя. Однако в конце двадцатого века усилиями выдающихся учёных психологов Г. Гарднера, Р. Стернберга, Р. Фоерстейна, Д. Лассера и других доказано, что интеллект человека весьма податлив, он находится в постоянном развитии и измене­нии на протяжении всей жизни человека, умственные функции могyт быть улучшены на любом возрастном этапе. Более того, согласно Гардне­ру, интеллект не сводится лишь к абстрактно-логическому познанию (как считалось ранее). «Он — многомерный и многокомпонентный феномен, который проявляется на множестве уровней нашей мозго-умственно­-телесной системы». Гарднер вводит Понятие «множественность интел­лекта», имея в виду разнообразие путей, которыми человек воспринимает, обрабатывает информацию, познает мир, и обосновывает по крайней мере семь интеллектов:

Ø вербально-лингвистический, связанный со словом и языком (письмен­ным и разговорным);

Ø логико-математический, имеющий дело с дедуктивным мышлением, числами, абстрактными символами;

Ø внутриличностный, включающих в себя саморефлексию, метапознание, осознание духовной реальности, внутреннего состояния «я»;

Ø межличностный, оперирующий главным образом посредством обще­ния, связей между людьми;

Ø визуально-пространственный, позволяющий увидеть объект и создать его внутренний умственный образ (картинку);

Ø телесно-кинестетический, имеющий дело с физическим движением и познанием тела, включая механизм мозга, контролирующего движения тела;

Ø музыкально-ритмический, включающий в себя понимание мелодиче­ских образцов и чувство ритма.

Люди, утверждает Гарднер, обладают всеми перечисленными интел­лектами. Однако школа ориентирована в основном на вербально-лингвистический и логико-математический, что ставит в невыгодное положение учащихся, у которых доминируют другие виды интеллекта.

Теория множественности интеллекта получила большой резонанс в педа­гогической среде. Выполнено много дидактических и методических раз­работок, вооружающих педагога технологиями применения теории Гард­нера в практике обучения.

Сейчас для педагогов уже недостаточно освоить приёмы продуктивного обучения. В системах образования развитых стран происходит освоение следующего этапа в реализации достижений педагогической науки, в том числе обучение навыкам критического (творческого) мышления через чтение и письмо (проект КМЧП — критическое мышление через чтение и письмо), развиваемое американскими учёными Д.Стил, К.Мередис, Ч.Темпл и др. Это очень мощная стратегия обучения, направления на ре­шение одной из главных задач высшего образования — научить студента продуктивно мыслить, оценивать ситуацию, решать проблемы, генериро­вать идеи. Сила этой стратегии обусловлена тем, что она основана на дос­тижениях психологической науки в области функционирования мозга человека в процессе обучения.

Учитывая, что успех реформ в системе образования в значительной степени зависит от педагогов, в Национальной программе по подготовке кад­ров запланировано создание гибкой системы повышения квалификации и пе­реподготовке педагогических кадров, предусматривающей высокое качество и стабильное развитие образования. «Обеспечивается опережающая пере­подготовка и повышение квалификации педагогических кадров, поддержание их профессиональных качеств на конкурентоспособном уровне. В высших образовательных учреждениях создаются специальные факультеты по подго­товке высококвалифицированных преподавателей, а в областях республики­ специальные центры по повышению квалификации и переподготовке учите­лей и специалистов для общего среднего и среднего специального, профес­сионального образования». Эти меры должны повысить профессиональный потенциал педагога.

 

1.4. Применение педагогических технологий в обучении

Необходимо заметить, что все новые технологии обучения «рассчитаны» на умение учащихся учиться самостоятельно. Выделим основные из них.

Так, существует группа предметно-ориентированных технологий, построенных на основе дидактического усовершенствования и реконструирования учебного материала (в первую очередь, в учебниках). В модульно-рейтинговой технологии (П.Яцявичене, К.Вазина, И.Прокопенко и др.) основной акцент сделан на виды и структуру модульных программ (укрупнение блоков теоретического материала с постепенным переводом циклов познания в циклы деятельности), рейтинговые шкалы оценки усвоения.

В технологиях дифференцированного обучения (Н.Гузик, И.Первин, В.Фирсов и др.) и связанных с ним групповых технологиях основной акцент сделан на дифференциацию постановки целей обучения, на групповое обучение и его различные формы, обеспечивающие специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.

В технологиях развивающего обучения учащемуся  отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности, каждый из которых вносит свой специфический вклад в развитие личности. Важным при этом является мотивационный этап, по способу организации которого выделяются подгруппы технологий развивающего обучения, опирающиеся на: познавательный интерес (Л.Занков, Д.Эльконин-В.Давыдов), индивидуальный опыт личности (И.Якиманская), творческие потребности (Г.Альтшуллер, И.Волков, И.Иванов), потребности самосовершенствования (Т.Селевко). К этой же группе можно отнести так называемые природосообразные технологии (воспитания грамотности — А.Кушнир, саморазвития — М.Монтессори); их основная идея состоит в опоре на заложенные в подростке силы развития, которые могут не реализоваться, если не будет подготовленной среды, и при создании этой среды необходимо учитывать прежде всего сензитивность — наивысшую восприимчивость к тем или иным внешним явлениям.

В технологиях, основанных на коллективном способе обучения (В.Дьяченко, А.Соколов, А.Ривин, Н.Суртаева и др.) обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого, особое внимание обращается на варианты организации рабочих мест учащихся и используемые при этом средства обучения.

К педагогическим технологиям на основе личностной ориентации учебного процесса относят технологию развивающего обучения, педагогику сотрудничества, технологию индивидуализации обучения (А.Границкая, И.Унт, В.Шадриков); на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся — игровые технологии, проблемное обучение, программированное обучение, использование схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Шаталов), компьютерные (новые информационные) технологии (И.Роберт и др.). Последние, с использованием для предъявления информации языков программирования, транслируют ее на машинный язык.

Большинство так называемых альтернативных технологий — Вальдорфская педагогика (Р.Штейнер), технология свободного труда (С.Френе), технология вероятностного образования (А.Лобок), технология мастерских (П.Коллен, А.Окунев) представляют собой альтернативу классно-урочной организации учебного процесса. Эти технологии используют педагогику отношений (а не требований), природосообразный учебный процесс (отличающийся от урока и по конструкции, и по расстановке образовательных и воспитывающих акцентов), всестороннее воспитание, обучение без жестких программ и учебников, метод проектов и методы погружения, безоценочную творческую деятельность учащихся. К ним, по-видимому, можно отнести и технологию интеграции различных дисциплин, цель которых — создание у учащихся в результате образования более отчетливой единой картины мира и мироощущения.

Технологии авторских (инновационных) школ построены на оригинальных (авторских) идеях, которые, как правило, понятны из их названия. Это — школа адаптирующей педагогики (Е.Ямбург, Б.Бройде), школа самоопределения (А.Тубельский), «Русская школа» (И.Гончаров, Л.Погодина), школа-парк (М.Балабан), агрошкола (А.Католиков).

 Одним из шагов изменения содержания образования является разработка и создание информационных (компьютерных) технологий. В нашей стране, несмотря на экономические трудности и отсутствие должного финансирования, в системе образования идет активное освоение информационных технологий и активные попытки применить их в учебном и образовательном процессах.

Новые информационные технологии — это педагогические технологии сегодняшнего дня, дающие возможность учащимся по-новому представлять изучаемый материал, систематизировать его. Для преподавателя — это расширение возможности применения на учебном занятии  наглядности (или при локальной сети в кабинете, или при помощи мультимедийного проектора). Новые информационные технологии ведут педагогику к эпохе деятельностно-ценностной парадигмы образования и единого глобального образовательного сообщества. Особенностью фактологической стороны содержания образования является многократное увеличение «поддерживающей информации», наличие компьютерной информационной среды, включающей на современном уровне базы информации, гипертекст и мультимедиа, микромиры, имитационное обучение, электронные коммуникации (сети), экспертные системы.

Информатизация образования, основанная на использовании средств информационных технологий, направлена на интенсификацию процесса обучения, реализацию идей развивающего обучения, совершенствование форм и методов организации учебного процесса, обеспечивающих переход от механического усвоения фактологических знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания. Главной отличительной особенностью этой технологии обучения является применение компьютера в качестве динамично развивающегося средства обучения, что кардинально меняет систему форм и методов преподавания.

 

1.5. Технологизация учебного  процесса

Зарождение идеи технологии педагогического процесса связано прежде всего с внедрением достижений научно-технического прогресса в различные области теоретической и практической деятельности. Нужно отметить, что у истоков технологизации в педагогике стоял А.С.Макаренко. В своей всемирно известной «Педагогической поэме» он писал, что «наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди». Он считал, что именно поэтому у нас просто отсутствуют все важные отделы педагогического производства: технологический процесс, учет операций, конструкторская работа, применение конструкторов и приспособлений, нормирование, контроль, допуски и браковка.

Противники идеи технологизации в педагогике считают недопустимой вольностью рассматривать творческий, сугубо интимный, как они считают, педагогический процесс как технологический.

Любая деятельность, отмечает В. П. Беспалько, может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все началось сначала. Любое планирование, а без него не обойтись в педагогической деятельности, противоречит экспромту, действиям по наитию, по интуиции, т.е. является началом технологии.

Массовое внедрение педагогических технологий исследователи относят к началу 1960-х гг. и связывают его с реформированием вначале американской, а затем и европейской школы. К наиболее известным авторам современных педагогических технологий за рубежом относятся Дж. Кэролл, Б. Блум, Д. Брунер, Д. Хам-блин, Г. Гейс, В.Коскарелли. Отечественная теория и практика осуществления технологических подходов к образованию отражена в научных трудах П.Я.Гальперина, Н.Ф.Талызиной, А. Г. Ривина, Л.Н.Ланда, Ю. К. Бабанского, П. М. Эрдниева, И.П.Раченко, Л.Я.Зориной, В.П.Беспалько, и др.

В настоящее время педагогические технологии рассматриваются как один из видов человековедческих технологий и базируются на теориях психодидактики, социальной психологии, кибернетики, управления и менеджмента.

Первоначально многие педагоги не делали различий между технологией обучения, обучающей технологией и педагогической технологией. Термин «педагогическая технология» использовался только применительно к обучению, а сама технология понималась как обучение с помощью технических средств. В настоящее время педагогическую технологию понимают как последовательную, взаимосвязанную систему действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса. Такое представление о педагогической технологии предполагает:

Ø     возможность разработки различных выверенных педагогических технологий специалистами, имеющими высокий уровень теоретической подготовки и богатый практический опыт;

Ø     возможность свободного выбора педагогических технологий в соответствии с целями, возможностями и условиями взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся.

Педагогическая технология — это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. Поскольку педагогический процесс строится на определенной системе принципов, то педагогическая технология может рассматриваться как совокупность внешних и внутренних действий, направленных на последовательное осуществление этих принципов в их объективной взаимосвязи, где всецело проявляется личность педагога. В этом состоит и отличие педагогической технологии от методики преподавания и воспитательной работы. Если понятие «методика» выражает процедуру использования комплекса методов и приемов обучения и воспитания безотносительно к деятелю, их осуществляющему, то педагогическая технология предполагает присовокупление к ней личности педагога во всех ее многообразных проявлениях. Отсюда очевидно, что любая педагогическая задача эффективно может быть решена только с помощью адекватной технологии, реализуемой квалифицированным педагогом-профессионалом.

Имеются подходы, несколько сужающие понятие педагогической технологии, низводящие ее до «искусства прикосновения к личности», научно обоснованного воздействия на ребенка в контексте ее взаимодействия с окружающим миром (Н. Е. Щуркова и др.).

Педагогические технологии могут быть представлены как технологии обучения (дидактические технологии) и технологии воспитания. В. В. Пикан выделяет наиболее существенные признаки таких технологий:

Ø     технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора. Так, можно различать технологии процесса передачи знаний и технологии развития личности;

Ø     технологическая цепочка педагогических действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;

Ø     технология предусматривает взаимосвязанную деятельность преподавателя и учащихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальной реализации человеческих и технических возможностей, диалогического общения;

Ø     элементы педагогической технологии должны быть, с одной стороны, воспроизводимы любым преподавателем, а с другой — гарантировать достижение планируемых результатов (государственного стандарта) всемиучащимися;

Ø     органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.

1.6.    Педагогические технологии и педагогическое  мастерство

Педагогическая технология взаимосвязана с педагогическим мастерством. Совершенное владение педагогической технологией и есть мастерство. Педагогическое мастерство, с другой стороны, — высший уровень владения педагогической технологией, хотя и не ограничивается только операционным компонентом. В среде педагогов прочно утвердилось мнение, что педагогическое мастерство сугубо индивидуально, поэтому его нельзя передать из рук в руки. Однако, исходя из соотношения технологии и мастерства, ясно, что педагогическая технология, которой можно овладеть, как и любая другая, не только опосредуется, но и определяется личностными параметрами педагога. Одна и та же технология может осуществляться разными учителями, где и будут проявляться их профессионализм и педагогическое мастерство.

Соответственно этапам решения педагогической задачи вне зависимости от их содержания и временных рамок можно различать взаимосвязанные общие и частные технологии. Кобщим относятся технологии конструирования, например процесса обучения и его осуществления. Частные — это технологии решения таких задач обучения и воспитания, как педагогическое стимулирование деятельности учащихся, контроль и оценка ее результатов, и более конкретных — типа анализа учебной ситуации, организации начала урока и др.

Таким образом, в соответствии с целостным подходом при разработке и реализации проекта педагогического процесса как системы необходимо стремиться к обеспечению органичного единства всех его компонентов, имея в виду, что изменения в одном из них автоматически вызывают изменения других. Педагогическая технология в отличие от методики предполагает разработку содержания и способов организации деятельности самих воспитанников. Она требует диагностического целеобразования и объективного контроля качества педагогического процесса, направленного на развитие личности учащихся в целом.

  1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ УО «СМОЛЬЯНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

2.1.    Использование приемов проектной методики в условиях практико-ориентированного обучения. (Из опыта работы преподавателя цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин  Деренговской Е.С.)

Учебное заведение  — источник познания, но пользуются этим источником наши учащиеся только тогда, когда учебные занятия соответствуют их потребностям, интересам, запросам, и, чем ближе проблематика этих занятий к проблемам, которые являются значимыми для учащихся, тем больше шансов на успех в учебной деятельности.  Комплекс «незнания языка» мешает современным учащимся в достижении поставленных целей. Поэтому одной из приоритетных задач обучения иностранному языку является развитие у обучающихся способностей использовать иностранный язык как инструмент общения в диалоге культур и цивилизаций современного мира.

В наибольшей степени повышает продуктивность обучения  участие в  проектах, так как  именно они нацелены на развитие личности учащихся, их самостоятельности, творчества, умения  адаптироваться к реалиям современной жизни.

Именно поэтому я работаю над проблемой   «Использование приемов проектной методики в условиях практико-ориентированного обучения».

Актуальность и перспективность опыта

Модернизация образования с неизбежностью влечет  за собой необходимость поиска новых подходов к преподаванию иностранного языка. В настоящее время  актуальны технологии, в основе которых лежит индивидуальный и дифференцированный подход к обучению и воспитанию. Изменения, наблюдаемые в содержании образования, диктуют новые условия преподавания дисциплины, основанные на творческой инициативе, самостоятельности обучаемых, конкурентоспособности, мобильности будущих специалистов. Обращение к нетрадиционным формам обучения предполагает влияние педагога на деятельность каждого учащегося и вовлечение его в активную учебно-практическую деятельность.

Одним из перспективных методов обучения, имеющим глубокий потенциал для развития, воспитания и обучения полноценной образованной личности современного общества, по мнению ученых, является метод проектов, который уже зарекомендовал себя с лучшей стороны. Метод проектов является не только творческим и поощряющим деятельность учащихся, но и стимулирует коммуникативную деятельность участников проектов. Отсюда и вытекает его перспективность применительно к обучению иностранному языку.

При изучении иностранных языков метод проектов дает значимые результаты. Он позволяет создать на занятии творческую атмосферу, где каждый учащийся вовлечен в активный познавательный процесс на основе методики сотрудничества.

Метод проектов сегодня широко используется  при обучении иностранному языку для обобщений знаний и умений по изученной теме.  Проект — это творческая деятельность учащегося, соответствующая его возрастным возможностям.

Учащийся, приобретая умения и навыки  работы над  проектами, оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, работать совместно в различных коллективах.

В ходе работы над темой   «Использование приемов проектной методики в условиях практико-ориентированного обучения» возникли   следующие противоречия:

— между огромным потоком информации  и неумением  эту информацию анализировать, обрабатывать и систематизировать;

— между недостаточным уровнем овладения языком и возрастающей потребностью владеть им на должном уровне, понимать и вступать в коммуникацию.

Своеобразие и новизна опыта

Степень новизны заключается в сочетании элементов развивающего,  практико-ориентированного обучения  и технологии критического мышления при разработке  новых методов и форм работы над социальными  проектами для формирования коммуникативной компетенции. Опыт может быть успешно использован преподавателями иностранного языка учреждений образования.

Концепция модернизации образования подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Формирование у учащихся инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда».

Работа по методу проектов требует творчества. Развитие продуктивного (творческого) мышления — на сегодняшний день одна из актуальных проблем образовательной среды. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой обучения.

Проектная деятельность прекрасно согласуется с принципами современного образования, такими как:

Ø  принцип обучения деятельности;

Ø  принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации;

Ø  принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности и самостоятельной деятельности учащегося;

Ø  принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие;

Ø  креативный принцип.

На занятиях иностранного языка проектный метод позволяет реализовывать проблемное обучение, активизирующее и углубляющее познание, позволяет обучать самостоятельному мышлению и деятельности, системному подходу в самоорганизации, дает возможность обучать групповому взаимодействию, развивать творческую инициативу учащихся.

Ведущая педагогическая идея

Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых.

Активное включение учащегося в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде. Какие бы новые веяния, рожденные требованиями времени, ни проникали в учреждения образования, как бы ни менялись программы и учебники, одной из приоритетных развивающих, общеобразовательных и воспитательных задач всегда было и остается развитие мышления учащихся.

Под развитием мышления учащихся в процессе обучения психологи понимают формирование и совершенствование всех видов, форм и операций мышления, выработку умений и навыков применения законов мышления в познавательной и учебной деятельности, а также умений осуществлять перенос приемов мыслительной деятельности из одной области знаний в другую.

Теоретическая база опыта

Метод проектов был разработан американским педагогом  Х.В. Килпатриком в 20-е годы ХХ века. Основная цель метода проектов – предоставление учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, которые требуют интеграции знаний из различный предметных областей. Преподавателю в проекте отводится роль координатора, эксперта, дополнительного источника информации.

В обучении языку метод проектов стал особенно активно применяться в конце 80-х годов ХХ века.

Одним из важных направлений развивающего, практико-ориентированного обучения является проектная деятельность учащихся. Специфика проекта как самостоятельной формы учебной деятельности объясняется его ролью в изменении субъект-субъектных отношений в процессе обучения учащихся, то есть такого обучения, при котором сам учащийся становится не объектом, а субъектом учебного процесса. Проектная деятельность во многом решает и проблему компетентностного подхода, так как способствует формированию общеучебных компетентностей: информационной, коммуникативной, социальной, что является необходимым условием гуманитарного подхода к содержанию и методам образования.

Данная образовательная технология нацелена на приобретение учащимися новых знаний на основе реальной жизненной практики, формирование у учащихся специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно-ориентированного поиска. Своеобразный лозунг проектного метода «обучение через делание».

Таким образом, учебный проект – это возможность организации в учебно-воспитательном процессе социальной практики, в процессе которой знания, умения и навыки, полученные учащимися, становятся востребованными для решения социальных проблем нашего общества. В этом состоит суть компетентностного  подхода, призванного оптимизировать процесс социализации учащихся, как через гуманитаризацию содержания образования, так и через современные образовательные технологии как дидактические инструменты, которые создают уникальные предпосылки для развития целеустремленности и самостоятельности учащихся в постижении нового. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации требуют повышения коммуникативной компетенции учащихся. Использование элементов современных  технологий  способствует активизации резервных возможностей личности.

Оптимальность и эффективность средств

Применение метода проектов является поиском путей решения проблем, которые в рамках традиционно используемых методов обучения решить невозможно в связи с различным стартовым уровнем знаний и умений учащихся по иностранному языку.

          В настоящее время метод проектов активно внедряется преподавателями иностранного языка в образовательный процесс. Как показывает опыт, данный метод является эффективным методом обучения. Участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения.

        Основная идея подобного подхода к обучению иностранному языку заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами.

        Метод проектов может позволить решить эту дидактическую задачу и превратить занятия иностранного языка в интересную, познавательную деятельность.

Результативность опыта

1)  Использование метода проектов позволяет сделать занятия более интересными, помогает учащимся глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным.

2)  Установлено, что педагогически целесообразное и методически грамотное применение  метода проектов увеличивает объем усваиваемой информации.

3)  Применение метода проектов ломает стереотипы занятий. Новые технологии увеличивают мотивацию учения, позволяют по-иному  управлять учебным процессом.

4) Совершенно очевидна высокая эффективность использования в обучении метода проектов, так как он  дает возможность интенсифицировать воздействие на учащегося и, соответственно, резко повысить мотивацию и возможности восприятия им учебного материала.

В 2013-2014 учебном году проведено открытое учебное занятие по теме «Известные люди». Занятие предполагало достижение следующих целей:

Ø  Совершенствовать умения и навыки по всем видам речевой деятельности: аудированию, говорению, чтению, письму;

Ø  Способствовать развитию навыков творчества, формированию организационной и познавательной самостоятельности;

Ø  Способствовать  воспитанию чувства уважения к другим людям, расширению кругозора, развитию мотивации для изучения иностранного языка;

Ø  Использование элементов метода проектов на занятиях английского языка.

Работа над произносительными навыками велась во время фонозарядки и присутствовала на всех этапах занятия. Тему учащиеся узнали самостоятельно с помощью видеоролика. Лексический материал был представлен с использованием приемов «кластер», «облако слов», а также отрабатывался на этапах аудирования, работы с текстом, монологического высказывания. Совершенствование навыков аудирования происходило на основе аудиотекста в предъявлении носителя языка, а также во время презентации проектов. После прослушивания проектов внимание акцентировалось на основных фактах. Индивидуализация обучения проявлялась в процессе подготовки проектов.  Учащиеся самостоятельно выбирали тему, подбирали материал из различных источников, включая интернет, периодические издания, энциклопедии.

Большая роль на занятии была отведена наглядным материалам: раздаточный дидактический материал, презентации, видеоролики, тематическая выставка.Использование видеоматериалов позволило создать опору на зрительное восприятие. Каждый вид речевой оценивался. Учащиеся получали словесную оценку за  работу.  В конце занятия учащиеся получили отметки в соответствии с требованиями 10-балльной системы оценивания.

Материал занятия, задания соответствовали возрастным особенностям учащихся, уровню их знаний.

Все этапы занятия были логически взаимосвязаны, предусматривали постепенное нарастание трудностей.

Для релаксации была проведена минутная психологическая разгрузка. Психологическая атмосфера на занятии поддерживалась следующими приемами: реплики одобрения, взаимопомощь, улыбка.

Создание здоровьесберегающей среды в учебном процессе, ориентированной на сохранение и укрепление физического, социального, психологического, нравственного здоровья учащихся. (Изопыта работы преподавателя цикловой комиссиифизической культуры и допризывной подготовки Папкова В.Н.)

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Тому способствует много факторов, о которых сказано и говорится предостаточно. На мой взгляд, самым главным является дефицит двигательной активности учащихся.

Поэтому, главными задачами в своей педагогической деятельности я ставлю: формирование двигательных умений и навыков, а на их базе – представлений о здоровом образе жизни, потребности заниматься любым видом спортивной деятельности на протяжении всей сознательной жизни, а также воспитание потребности и умения самостоятельно выполнять физические упражнения, применять их в целях отдыха, тренировки, повышать свою работоспособность.

Важное место в формировании здорового образа жизни учащихся занимают именно учебные занятия по дисциплине «Физическая культура и здоровье». Физическая культура охватывает значительный объем знаний, обосновывающих формы и средства физического совершенствования человека, укрепления его здоровья.

Занятия по дисциплине «Физическая культура и здоровье» должны иметь в своей структуре элементы здоровьесберегающих технологий.

Так, на своих занятиях по учебной дисциплине я использую следующие здоровьесберегающие технологии:

  1. Применение разнообразных дидактических приёмов, форм и методов обучения.

Так при проведении подготовительной части занятий применяются общеразвивающие упражнения со здоровьеформирующим эффектом, где особое внимание удиляется формированию правильной осанки, тренировке вестибюлярного аппарата, укреплению и развитию мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем.

Важное место занимает правильная организация деятельности учащихся, т.е. использование фронтальных, групповых, индивидуальных форм деятельности в зависимости от поставленных задач.

Также, наряду с основными формами организации деятельности учащихся, в своей педагогической деятельности я использую и нетрадиционные.

Нетрадиционные формы обучения, используемые на занятиях, должны отвечать требованиям комплексного развития физических качеств, фронтальной и побочной организации учебной деятельности учащихся, поддерживать в течение всего занятия устойчивое внимание и высокую работоспособность учащихся, положительно сказываться на качестве знаний, умений и навыков обучаемых.

Использование нетрадиционных форм обучения вызывает у учащихся положительные эмоции, переживания, содержит благоприятный фон для решения воспитательных, образовательных и оздоровительных задач.

Так на учебных занятиях использовались мной следующие элементы нетрадиционных форм организации деятельности учащихся. Это элементы ритмической (аэробики) и атлетической (бодибилдинга) гимнастики, их сочетание (шейпинг), стретчинга, дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз, а также гимнастики, направленной на укрепление мышечных групп, играющих большую роль в выполнении функций материнства у девушек. Привлекают учащихся и занятия по методу круговой тренировки.

Также на занятиях физической культурой использовались элементы подвижных и народных игр. Это также способствует достижению более высоких результатов и устойчивого интереса к занятиям физкультурой.

Проводя занятия по дисциплине «Физическая культура и здоровье», кроме классических типов занятий, использовались и нетрадиционные. Такие как: урок – соревнование, урок-взаимообучения, урок-конкурс, урок-игра, урок-олимпийский.

  1. Чередование видов деятельности.

Разнообразие форм организации занятия, чередование умственной и физической нагрузки учащихся – один их способов повышения эффективности учебного занятия. Чередую теорию и практику. На каждом учебном занятии отводится место теоретическим сведениям. Это могут быть и исторические сведения по тем или иным разделам, и правила проведения соревнований, методика развития физических качеств, сведения по здоровому образу жизни и т.п. А главное большое внимание уделяется мотивации на активные занятия физическими упражнениями.

Также, основным современным требованием к учебному занятию с комплексом здоровьесберегающих технологий является его моторная плотность (время, затраченное учащимися на активную двигательную деятельность). В этом случае я стараюсь, чтобы она составляла не менее 70 %. Еще, в содержание учебного занятия стараюсь включать виды деятельности, способствующие развитию памяти, логического и критического мышления.

  1. Благоприятная дружеская обстановка на занятии.

Учебное занятие должен быть развивающим, интересным. На занятии я обязательно обращаю внимание на физическое и психологическое состояние учащихся, смотрю, как они воспринимают задания преподавателя, как оценивают его работу. Предъявляю требования и замечания только в дружественной форме. На занятиях стараюсь создавать атмосферу сотрудничества, доверительных отношений, условий для высокого умственного и эмоционального тонуса, положительной мотивации к учению – это является основными компонентами положительного отношения к учению без стрессовых перегрузок и невротических признаков. Известно, что результат любого труда, а особенно умственного, зависит от настроения, от психологического климата. В недоброжелательной обстановке утомление наступает быстрее. Поэтому нужно включать в занятие технологические приемы и методы, способствующие самопознанию, самооценке учащегося.

  1. Дозировка заданий.Главное при выполнении упражнений — не допускать перегрузки учащихся.
  2. Индивидуальный подход к каждому учащемуся.

Учащиеся очень разные, но преподаватель должен сделать свои занятия интересными. Для этого я обращаю внимание на тех учащихся, которые во многом стесняются своих движений, боятся выглядеть хуже других в силу свое слабой физической подготовленности. Таким учащимся даются посильные индивидуальные задания, предлагаются комплексы упражнений для самостоятельного развития. Часто предоставляется право выбора вида спорта, что способствует созданию ситуации успеха для конкретного учащегося.

Часто, индивидуальный подход учитывается при выполнении контрольных испытаний, заданий, тестирования и т.д. Здесь принципиально важно, чтобы при этом учащийся не сравнивался с другими по принципу «лучше или хуже других», а сравнивался с самим собой: я сегодня стал лучше, чем вчера, а завтра постараюсь стать лучше, чем сегодня. Для этого таким учащимся даются индивидуальные задания. Однако эти задания должны быть реальными и стимулировать учащихся к активной работе. Пока же критерии оценок основаны на сравнении результатов освоения знаний и умений с некоторыми надуманными «средними» значениями. В таком случае сильный учащийся не чувствует потребности в повседневном учебном труде, а слабый, чувствуя себя обреченным, не испытывает стремления к нему. А если учащийся не понимает значимости учебного материала, то и избирательно работающее подсознание сразу после получения оценки помогает ему довольно быстро забывать ненужный материал. В таком случае нарушается системность в освоении основ знаний и каждый новый материал оказывается как бы оторванным от предыдущего, самостоятельным и даже надуманным.

Также индивидуальные задания должны быть такими, чтобы учащийся в каждый очередной период времени мог продвинуться дальше, улучшить свои показатели, что и подтвердит следующее тестирование. Если же этого не произошло, то преподаватель должен внести в индивидуальные задания соответствующие коррективы.

  1. Соблюдение медико-гигиенических технологий.

При организации занятий по дисциплине «Физическая культура и здоровье» учитываются медицинские рекомендации о состоянии здоровья каждого учащегося. Также, учащимся, имеющим определенные нарушения в состоянии здоровья, предлагаются корригирующие упражнения. С этой целью, мной в учебном году разработаны методические материалы на тему: «Корригирующая гимнастика и комплексы упражнений при нарушениях осанки и плоскостопии». Данную методическую разработку можно использовать для проведения занятий по физической культуре в специальных медицинских группах. Также предложенная работа будет полезна учащимся, имеющим функциональные нарушения осанки и желающих их устранить самостоятельно, затрачивая лишь свои собственные силы, знания и время.

К гигиеническим средствам достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения, содействующим укреплению здоровья и стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся: выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами; личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.); проветривание и влажная уборка помещений; соблюдение общего режима двигательной активности, режима питания и сна; обучение учащихся элементарным приемам здорового образа жизни (ЗОЖ), простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи.

Несоблюдение гигиенических требований к проведению занятий снижает положительный эффект здоровьесберегающих образовательных технологий обучения.

  1. Занятия на свежем воздухе.

Известно, что многие учащиеся очень сильно подвержены простудным заболеваниям, поэтому одной из моих задач является повышение устойчивости организма такого рода болезням. Эффективным средством против простудных заболеваний становится закаливание организма. Я опираюсь на естественные факторы закаливания. Занятия на свежем воздухе включают легкоатлетическую, лыжную подготовку, футбол и многое другое.

  1. Воспитательная направленность занятия.

Воспитательный эффект занятий по дисциплине «Физическая культура и здоровье» достигается и за счет возможностей индивидуально-дифференцированного подхода к развитию качеств каждого учащегося и формированию ценностного отношения к своему здоровью. В своей работе я ориентируюсь на развитие личности учащегося, на создание ситуации, в которой обучающийся нацелен на творческий поиск и самоопределение. Особое внимание уделяю развитию практических навыков, необходимых в разных жизненных ситуациях.В формировании всесторонне развитой личности учащегося в воспитательном процессе важное место принадлежит организации и проведению спортивных праздников, внеаудиторных спортивно-массовых мероприятий. Данные мероприятия направлены на формирование у учащихся осознанного выбора здорового образа жизни, воспитание положительных нравственных качеств, семейных ценностей. Традиционными стали спортивные праздники «Все на старт!», «Бодрость и здоровье», соревнования по комплексам подвижных игр «Вас вызывает Спортландия», соревнования по различным видам спорта по программе спартакиады учебного заведения и многие другие мероприятия.

Так с целью использования нетрадиционной формы организации досуга, направленного на создание здоровьесберегающей среды в отношениях среди учащихся и преподавателей колледжа мной было проведено внеаудиторное мероприятие по дисциплине «Физическая культура и здоровье»: спортивно-развлекательная игра «Зов джунглей».

В красочно оформленном спортивном зале состязались две команды: команда преподавателей и сборная команда будущих выпускников нашего колледжа. Интересно разработанный сценарий, грамотно подобранные конкурсы способствовали повышению эмоционального настроения участников и всех присутствующих, воспитанию интереса и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.

Таким образом, исходя из выше изложенной проделанной работы, хочется также отметить, что регулярная работа по сохранению и укреплению здоровья, пропаганда здорового образа жизни, активная спортивная жизнь колледжа способствует укреплению физической подготовленности обучающихся, о чём свидетельствуют позитивные показатели здоровья и качества обученности учащихся.

Так многие учащиеся, регулярно посещающие мои учебные занятия, являются постоянными участниками и призерами спортивных соревнований различного уровня. Это: Малашкевич К. (гр.34); Дегалевич В., Красильников А., Шпаков Д. (гр.25); Бедушевский Н., Качанов А., Лапицкий И., Фоменко А. (гр.12); Белкин А. (гр.14); Бобровко В., Жабицкая Р. (гр.15); Сидоров С. (гр.1).

Таким образом, в дальнейшем необходимо продолжить учебно-воспитательную и методическую работу с опорой на здоровьесберегающие технологии. И этому направлению необходимо уделять большее внимание. Так как, если в прошлом было достаточно сохранения и укрепления здоровья учащихся, то ныне стоит задача другая – укрепление, развитие и совершенствование жизненно необходимых органов и систем гармоничного развития учащихся через активизацию скрытых возможностей – функциональных резервов организма – и необходимость развивать в едином тандеме интеллект, физическое и нравственное здоровье.

И в заключении, хочется отметить, что только здоровый человек, обладая хорошим самочувствием, оптимизмом, психологической устойчивостью, высоким уровнем умственной и физической работоспособности, способен активно жить, преодолевать профессиональные и бытовые трудности, добиваться успеха в современном, динамичном мире. Таким образом, ключевой компетенцией преподавателя, в частности преподавателя физической культуры, является сохранение и укрепление здоровья учащихся.

 

2.1.    Использование активных методов обучения в процессе практико-ориентированного обучения.(Из опыта работы преподавателя  цикловой комиссии  общепрофессиональных и специальных агрономических дисциплин №2  Ковалевской Т.А.)

Уровень познавательной активности учащихся в большей степени зависят от использования на учебных занятиях  активных методов, соответствующих им методических приемов и средств обучения. Поэтому их выбор я рассматриваю как одно из важнейших требований к современному учебному занятию.

 

При выборе методов и средств обучения  учитываю  такие важные факторы как: цели занятия, опытности учащихся, их знания, содержание учебного материала, оснащенность кабинета  учебным материалом; наличие раздаточного материала; наличие компьютерной техники. Разумное следование вышеперечисленным факторам на занятиях  дает возможность учащимся по мере овладения основными  понятиями, создать необходимую базу для их дальнейшего использования, вооружить учащихся  учебными умениями, а также включить их в познавательную деятельность.

Дата публикации: 20.01.2018